Александр Сысоев — Forbes: «У меня не было мысли называть себя лидером индустрии»
Осенью 2023 года в восьмой раз прошел Российский ресторанный фестиваль — самое масштабное и обсуждаемое гастрономическое событие в стране. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн поговорила с основателем РРФ Александром Сысоевым о том, как он создал одну из самых успешных и эффективных экосистем в ресторанной индустрии, став одновременно ресторатором, инвестором, бизнес-ангелом и основателем влиятельного гастрономического медиа.
Александр Сысоев — российский предприниматель, инвестор и бизнес-ангел. Сысоеву принадлежит сетка Telegram-каналов, в которую входят «СысоевFM», «СысоевFM в Петербурге», The Mixology, The Wineology и многие другие. Также Александр является основателем крупнейшей гастрономической платформы в России — Российского ресторанного фестиваля — и многих других мероприятий, связанных с индустрией общепита в стране. Сысоев инвестировал в такие проекты, как Eva, Niki, Eleven, «Гвидон», DFF, Salone pasta&bar и другие. Создал гид лучших ресторанов и баров — Great List. Также Александр инвестировал в десятки фудтех-стартапов и продуктов, в том числе «Много лосося», PlantB, Rockets Roasters.
— Кто такой Александр Сысоев? Одни говорят, что вы ресторатор, другие — гастрокритик, третьи — инвестор. Вы и вовсе постоянно шутите, что вы безработный.
— Вопрос довольно-таки уже старый, в хорошем смысле, на который у меня до сих пор нет ответа, потому что очень много разных ипостасей. Если раньше это еще можно было объединять какой-то приставкой lifestyle, то сейчас действительно круг интересов — очень широкий. Я считаю, что слово экосистема — оно уже пошлое, как таковое. Но, наверное, все же самое оптимальное, потому что я владелец экосистемы, в которой правильно обслуживаю все свои проекты.
— Мне кажется, специально для вас должен появиться термин бизнес-флюид. Заметили очевидный тренд в индустрии — и срочно взяли проект в работу, расширяя портфель.
— С точки зрения запуска проектов со стороны может показаться, что это очень быстро делается. И действительно есть ряд вещей, которые я придумал и тут же запустил, параллельно занимаясь сбором команды и посевами. Но есть проекты, которые на самом деле я в голове вынашивал по 3-4 года, и у меня не было логичного ответа в моменте, как правильно это сделать. Для запуска любого проекта у меня в голове должно быть win-win-win. Победа для пользователя, победа для бизнеса и победа для меня. Именно концепция win-win, о которой говорят чаще, для меня странная, потому что в бизнесе всегда есть как минимум три стороны, как мне кажется. И поэтому есть проекты, которые долго вызревали, пока я не находил, как все три участника процесса смогут выиграть.
— Мне кажется, самый очевидный пример — гид по лучшим ресторанам и барам Great List. Казалось, что вы увидели нишу и тут же запустили проект, а на самом деле вы ведь долго над ним работали.
— Дизайн был сделан за два года до запуска, и я каждый раз, когда к нему возвращался, понимал, что прошло полгода, год, полтора года, а он до сих пор красивый. Даже сейчас мы смотрим на Great List и понимаем, что он хорошо сделан, более того сразу после запуска гида мы видим уже, что некоторые делают копии нашего проекта.
— Уже успели?
— Да, есть проекты, которые очень похожи по стилистике, цветам и прочее, один в один.
— Вы сказали, что являетесь владельцем экосистемы. Давайте для читателей эту экосистему покажем сейчас.
— Сперва появился один Telegram-канал — «СысоевFM», затем — Российский ресторанный фестиваль (РРФ). Потом мы начали делать различные спецпроекты для брендов. Можно называть их фестивалями иди даже контентными проектами. Затем начала формироваться сетка Telegram-каналов. Я хотел покупать хорошие и успешные каналы, но они либо отказывали, либо называли очень большую цену. И я понимал, что мне проще сделать свои собственные, и все вышло правильно. Потом я начал инвестировать в проекты. Первым вложением стала кофейня Cappuccino Kids, затем уже ресторан Eva холдинга Lucky Group. Учитывая то, что я играл на фондовом рынке и что я сам экономист-математик, я понимал одну простую вещь: можно покупать небольшие доли, но самое правильное решение — сделать диверсифицированный ETF (ПИФ) в определенной индустрии. То есть гораздо выгоднее иметь по 50 долей от 1% до 10%, чем три доли по 50%. Сумма инвестиций в эти 50 заведений гораздо выше, чем в несколько хороших ресторанов.
— Я правильно понимаю, что это сейчас своего рода ответ на критику многих в индустрии, кто говорит, что Саша не ресторатор и не инвестор, потому что он покупает всего по 2-3%?
— Это не ответ, потому что я никогда не скрывал этот факт и никогда не считал, что это проблема. Я всегда покупал 1%, 2%, 3%, ну максимум 10%. У меня были опции, когда можно было купить за дешево 30% в небольших проектах. Мне честно хотелось, но я бил себя по рукам, потому что в стратегии главное — придерживаться ее. Как бы не хотелось, как бы тебе не казалось выгодно.
— Если есть план, все-таки надо его придерживаться?
— На самом деле — да. Я могу сказать одно: у меня есть ряд проектов, которые очень быстро окупились — за шесть месяцев, за год, и они стоили совсем не дорого. Сейчас они очень прибыльные. Мне тогда мои партнеры легко давали опцию купить 20-30%. Я понимаю, что, если бы я это сделал, доход был бы очень большой. Но зато я знаю, что сейчас у меня во всем портфеле всего три места, которые в нуле.