Семя качества
Смогут ли отечественные производители заместить поставки племматериала из-за рубежа
Последние несколько лет российские животноводы наращивают импорт генетического материала КРС, в частности бычьего семени. Однако возникшие риски сокращения объемов иностранной продукции заставляют иначе смотреть на возможности российской генетики. Впрочем, пока далеко не все участники рынка представляют себе быстрый и безболезненный переход на отечественные поставки.
Согласно поправкам к закону «О племенном животноводстве», принятым в конце 2021 года, с 1 сентября 2022-го импортеры бычьего семени могут остаться без господдержки. В первую очередь это касается тех компаний, у которых нет собственного поголовья скота в России. Окончательное решение по данному вопросу на середину марта еще принято не было, но ввоз племенного материала КРС и без того оказался под угрозой остановки в свете развернувшихся против России санкций из-за событий на Украине и обвала рубля.
Гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов полагает, что при отсутствии поддержки со стороны государства некоторые сельхозпредприятия просто не будут закупать импортное семя. По информации управляющего партнера компании Streda Consulting Алексея Груздева, отечественным животноводам ежегодно требуется 10–11 млн доз семени. Из этого объема более 40 % приходится на иностранную продукцию, при этом по мере роста эффективности работы с животными доля ввоза активно расширяется, и за последние три года закупки биоматериала за рубежом увеличились в 2,5 раза.
С 2016 года импорт бычьего семени в денежном выражении вырос более чем в три раза, подтверждает ведущий аналитик консалтинговой группы «Текарт» Евгения Пармухина. В 2020-м в Россию было импортировано бычьего семени на $24,7 млн. В 2021-м — уже на $25,7 млн (в натуральном выражении — 4 т) из 11 стран. В топ-3 стран-поставщиков вошли США, Канада и Дания (см. график на стр. 39). Основной объем семени импортируется для голштинской породы молочного КРС и для абердин-ангусской породы мясного КРС, уточняет Груздев. Ключевые иностранные игроки — американские AltaGenetics, WWS, ST Genetics, Genex CRI и канадская SemexAlliance. Но продукция поставляется и из европейских стран (GGISpermex, Masterrind, VikingGenetics, CRV и другие).
Развитые страны долгое время вкладывались в технологии, в том числе в селекцию и повышение генетического потенциала, указывает Пармухина. Производительность их поголовья, как правило, выше, чем российского, за рубежом развита геномная селекция. В России оценка племенной ценности скота производится главным образом традиционным методом по потомству, а он в сочетании с фактически отсутствием прозрачной и достоверной единой системы сбора и учета данных крайне неточный и может приводить к значительной доле выбраковки, а значит, к издержкам, добавляет эксперт. В случае с зарубежным генетическим материалом, по ее словам, риски ниже. Кроме того, многие хозяйства считают, что им стоит использовать наработки других стран, чтобы развивать свое стадо, поэтому ищут варианты улучшения «на стороне». Зарубежные поставщики также предлагают сексированное семя (разделенное по полу), что важно для интенсивного развития молочного животноводства.
Многие крупные компании безальтернативно использовали импортное семя, поскольку только такие поставки удовлетворяют их по объемам и качеству, отмечает Пармухина. «Сегмент КРС самый проблемный и рисковый в животноводстве, требует больших и длинных вложений, при этом рентабельность здесь ниже средней. Естественно, что компании, которые продолжают бизнес в этой сфере, стремятся риски ограничить, затраты — снизить, а производительность — повысить, — обращает внимание она. — Племенная работа на основе импортного генетического материала для таких целей как раз подходит». Поэтому поправка к закону «О племенном животноводстве» естественным образом осложнит работу животноводов, сделает ее дороже. Отказ от импортного семени снизит эффективность хозяйств и приведет к росту цен на продовольствие, кроме того, еще более остро встанет вопрос о нехватке сырья в молочной промышленности, предупреждает эксперт.
Отмена поддержки импортеров генматериала КРС снизит возможности средних и малых предприятий опираться на качественную и интересную генетику, считает гендиректор Национального союза производителей говядины Роман Костюк. Конкуренция станет значительно менее острой, поэтому в целом это негативный шаг, так как рынок нуждается в равных условиях — поддержки либо не должно быть совсем, либо она должна охватывать всех участников. Животноводам нужна возможность делать адекватный выбор, основываясь на всех параметрах — цена, качество, ассортимент и т. д. «А в условиях, когда одним помогают, а у других нет никаких преференций, причем ситуация никак не обоснована с точки зрения свободного рынка, получается, что предпочтение отдается определенным компаниям, и это непрофессионально», — делает вывод эксперт.
В реальности на рынке есть место для всех игроков, и у собственников животных всегда имеется широкий выбор семени по соотношению цена/качество. Поэтому единственный разумный вариант увеличения доли отечественного семени на рынке — это стимулирование зарубежных игроков к локализации производства семени и самой генетики, полагает Алексей Груздев. По его информации, на середину марта поставщики импортной генетики КРС заявляли о готовности работать в России и дальше, однако проблемы с логистическими цепочками тем не менее могут возникать, также нужно время на адаптацию к новым правилам взаиморасчета. Пока авиасообщение сохраняется, семя доставляют через Турцию, к тому же у поставщиков есть запасы семени в России, знает эксперт.
Отечественное производство
Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных — крупнейшее российское племенное предприятие КРС. Сейчас центр и зарубежные компании на равных борются за поставки семени российским животноводам, отмечает Роман Костюк. «И ГЦВ, и госсети предоставляют семя высокого качества: учитываются самые важные для животноводов параметры — и легкость отела, и скорость набора веса, и многие другие показатели, — рассказывает эксперт. — По отдельным породам существуют различные профильные ассоциации, которые вкладываются в развитие производства генетического материала или работают по отбору быков для аграриев».
Производство бычьего семени в России
В России есть племенные хозяйства, которые стремятся к высокому качеству, но в общем объеме стране не хватает современных методов генетической селекции, генотипирования скота, прозрачной системы проверки происхождения животных, оценки продуктивности потомства и т.п., подчеркивает Пармухина. «Да и в целом у нас уровень селекционно-племенной работы значительно ниже, чем в развитых странах, племенное животноводство хронически недофинансировано, это не позволяет ему сократить разрыв и подняться на нужный уровень», — акцентирует внимание она. Кроме того, есть вопросы к отечественной племенной базе, которая не совсем соответствует высоким требованиям индустриального животноводства.