Масличные опять идут на рекорд
Валовой сбор в 2022 году может превысить 26 млн т
Сезон 2021/22 сложился для всех участников рынка достаточно неоднозначно. Однако выращивание основных масличных агрокультур все-таки принесло аграриям неплохой заработок. А вот начало 2022/23 сельхозгода выглядит не так позитивно — цены на подсолнечник, сою и рапс складываются на низких уровнях, а их восстановление ожидается только к концу 2022 — началу 2023-го. Конечные запасы масличных оцениваются как довольно высокие, и получится ли их теперь реализовать — большой вопрос.
Согласно прогнозу Масложирового союза России, выпуск растительных масел в сезоне 2021/22 предварительно оценивается почти в 7 млн т, включая 5,2 млн т подсолнечного. Производство увеличится на 8–9 % по сравнению с показателем 2020/21 сельхозгода, ожидает «Центр Агроаналитики» Минсельхоза.
В течение всего сезона на рынке наблюдалось сдерживание продаж подсолнечника со стороны аграриев в ожидании высоких цен. Особенно сильным оно было в первой половине сельхозгода, уточняет исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. «Из-за этого загрузка перерабатывающих мощностей находилась на небывало низком уровне, а производство масла в сентябре — декабре 2021-го сократилось почти на 30 % по отношению к тому же периоду 2020-го», — рассказывает он. Объемы переработки стали расти с января 2022 года. В итоге за январь — июнь было выпущено 4 млн т масла и 5,5 млн т шрота, что на 15 % больше, чем за аналогичный период 2021-го. Сдерживание продаж также в итоге привело к образованию существенных переходящих остатков, оценку которым Масложировой союз пока не дает, — впервые за историю, акцентирует внимание эксперт.
Суммарные перерабатывающие мощности ГК «Эфко» составляют 3,5 млн т. С сентября 2021 по июль 2022 года группа освоила более 2 млн т масличных — это почти на 10 % выше прошлогоднего показателя, объем выпуска растительных масел увеличился на 20 %, до 770 тыс. т, делится директор маслосырьевого дивизиона холдинга Михаил Хохлов. «Сейчас остатков сырья на руках у сельхозтоваропроизводителей больше, чем обычно на начало сезона, — утверждает он. — Для отрасли это предвестник более низкой стоимости масличных, а вслед за этим — и всех продуктов их переработки».
ГК «Благо» в сезоне 2021/22 без учета последнего месяца переработала 780 тыс. т подсолнечника и 135 тыс. т рапса, выпустив более 340 тыс. т растительных масел. За аналогичный период предыдущего года было продано 334 тыс. т масел, отмечает директор по маркетингу группы Кирилл Мельников. По его словам, практически весь сезон компания работала «с колес». «Мы не могли сформировать какой-то существенный запас для организации бесперебойной и равномерной загрузки, желание аграриев сохранить сырье в ожидании скачка цен привело к формированию рекордного переходящего запаса — около 1 млн т только подсолнечника, — вторит топ-менеджер остальным. — Но не у всех сельхозпроизводителей есть возможность сохранить этот объем без потери качества в течение длительного времени».
Конфигурация регулирования рынка на старте нового сезона выглядит понятной, изменений не предвидится, полагает Мельников. «Мы рассчитываем, что все участники рынка тоже уже адаптировались к новым реалиям и факторам ценообразования на масличные, и надеемся, что сценарий 2021/22 не повторится», — говорит он.
Под давлением пошлин
Масложировому рынку действительно пришлось много к чему адаптироваться в завершившемся сезоне. Весь сельхозгод в России действовал целый ряд ограничений на вывоз продукции данного сегмента. Так, с 1 июля 2021 года пошлина на экспорт рапса составляла 30 %, но не менее €165/т, сои — 20 %, но не менее $100/т, подсолнечника — 50 %, но не менее $320/т. С апреля поставки главной масличной и рапса и вовсе были запрещены до 31 августа 2022-го. Перед началом сезона 2022/23 стало известно, что запрет на вывоз подсолнечника продлен не будет. По мнению Минсельхоза, достаточно и экспортной пошлины, действие которой было пролонгировано до 31 августа 2023-го. Тогда же на портале проектов нормативных правовых актов был размещен документ о продлении ограничений поставок рапса до 28 февраля следующего года. При этом министерство предлагало не распространять запрет на экспорт этой культуры через пункт пропуска Забайкальск из-за отсутствия мощностей по переработке на Дальнем Востоке, географических особенностей региона и существующих логистических сложностей. Тогда же агроведомство планировало продлить действие экспортной пошлины на сою еще на два года, до 31 августа 2024-го.
С 1 сентября 2021 по 31 августа 2022 года плавающей вывозной пошлиной в 70 % от разницы между базовой ценой в размере $1000/т и индикативной ценой, уменьшенной на величину корректирующего коэффициента ($50/т), облагались и внешние отгрузки подсолнечного масла. Вывоз продукта также был ограничен квотой, которая изначально составляла 1,5 млн т, а затем была увеличена еще на 400 тыс. т. А с 1 мая этого года по 31 августа были введены пошлины на экспорт подсолнечного шрота и масличного льна: первый облагался плавающей ставкой, которая рассчитывалась как разница между индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц) и базовой ценой ($185/т), умноженная на величину корректирующего коэффициента (0,7), второй — пошлиной в 20 %, но не менее $100/т. Ограничения не распространялись на поставки продукции в страны ЕАЭС. В конце августа Минсельхоз сообщил, что пошлина на масличный лен продлеваться не будет.
Вывозные пошлины на подсолнечное масло и шрот сыграли в завершившемся сезоне отрицательную роль, считает гендиректор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. Так, при рекордном урожае подсолнечника экспорт подсолнечного масла снизился с 3 млн т в сезоне 2020/21 до 2,8–2,9 млн т. Производство этого продукта в 2021/22 сельхозгоду оценивается аналитической компанией не более чем в 5,5 млн т против 5,29 млн т в предыдущем сезоне. Прирост составит всего 4 % при увеличении урожая на 17,6 %. «Таким образом, переходящие запасы подсолнечника могут составить более 1,5 млн т, велики и остатки рапса, непереработанным останется очень много сырья, такого не было никогда, а тут еще впереди и рекордный урожай», — сетует Петриченко. Поэтому к идее продления ограничений он относится отрицательно.