Успеть за пятнадцать минут
Город — источник стресса. Можно ли это изменить? В поисках ответа Анастасия Ромашкевич отправилась в студию архитектурного бюро Wowhaus.
За большими окнами кабинета Олега Шапиро на Artplay мелькают поезда. Ни домов, ни людей — только вечное движение. Можно пофантазировать, как идеи, рожденные в этой комнате, разлетятся по всей стране. Что довольно близко к истине: Wowhaus ведет проекты в Туле, Дербенте, Тобольске и даже во Владивостоке с Сахалином.
Олег Шапиро и Дмитрий Ликин открыли свое бюро в 2007‑м, а стали известны пару лет спустя — в 2009 году спроектировали институт “Стрелка” и в 2011‑м занимались реконструкцией Парка Горького, который заложил идейные стандарты современного благоустройства. После этого проекта общественные пространства стали лейтмотивом городских преобразований, влияющих и на образ жизни людей, и на экономику. А теперь о них все чаще говорят в разрезе urban health — здорового города и городского здоровья. Это и привело меня на встречу с Олегом: интересно, как превратить город, традиционно считающийся средоточием стресса, в цитадель здорового образа жизни.
Анастасия: Олег, как вы относитесь к концепции urban health и что в нее вкладываете?
Олег: Люди живут в городе, потому что он дает им максимальное количество возможностей — даже если ты ими не пользуешься, тебя греет, что они есть. Но по городу надо как-то передвигаться. Раньше — общественным транспортом, потом — на личном автомобиле, а теперь считается, что лучше передвигаться пешком или на велосипеде. Поэтому, например, Париж официально объявляет о том, что собирается стать городом пятнадцатиминутной доступности. Это значит, что за пятнадцать минут ты можешь добраться до любого места, которое необходимо для жизни. На самом деле это принцип советского градостроительства, когда рядом с домом у тебя была молочная кухня, детский сад и обязательно продуктовый магазин. Правда, в продуктовом магазине не было продуктов.
А также в советских районах не было рабочих мест, но пятнадцатиминутный город, насколько я понимаю, предполагает смешанную застройку, чтобы не ехать на работу через весь город.
Да, но только если это не уникальная работа. Кстати, про уникальность: мы как-то исследовали второе образование в Юго-Восточном округе Москвы. Оказалось, что 98 % родителей выбирают художественную или музыкальную школу так, чтобы ребенок мог дойти туда быстро и по возможности безопасно. И только в том случае, когда родители связывают с музыкой будущее ребенка, они ищут преподавателя и ездят к нему — это уникальная история. Точно так же, если ты дирижер в Большом театре — тебе придется ездить в Большой театр.
Или переехать поближе к нему — дирижер в Большом театре, наверное, может это себе позволить. А в чем эффект пятнадцатиминутного города для здоровья? Люди чувствуют себя лучше, потому что много ходят, или на них влияет что-то еще?
У меня жена психолог, и я верю, что корень — в психологическом здоровье. Нам хорошо, если мы не тратим полтора-два часа в день на доставку себя на работу и с работы, когда у нас много свободного времени, нет суеты, спокойствие и внутренний комфорт. Глядишь, и мы уже убрали сердечно-сосудистые заболевания. Ну и потом, пятнадцатиминутная доступность предполагает, например, близость парков и зеленых зон, спортивных залов, фитнеса.