Счастье из воздуха
В светской Москве новый тренд — дышать газом. Легальным и даже полезным при ряде условий. Наталья Иншакова выяснила, чем опасны ксеноновые вечеринки.
«Маргарита, это мой вам подарок на Новый год — отличный газ! Обычно его подают при операциях, но в определенных дозах очень даже уносит, — героиня Ренаты Литвиновой в фильме «Северный ветер» лежит на кушетке в невероятном ретроантураже и медленно подносит к лицу черную маску. — Комната расширяется? Я подам еще. Дышите, расслабляйтесь». Маргарита вдыхает и погружается в видения.
Название «отличного газа» не декларируют, но оно читается между строк: это ксенон. Его использование — такое же российское ноу-хау, как фильмы Ренаты Литвиновой, — настолько же легально и вызывает эйфорию. Последнее свойство, впрочем, открыли не сразу. Более семидесяти лет назад профессор кафедры фармакологии Военно-медицинской академии Николай Лазарев обнаружил, что ксенон можно использовать как анестетик для операций, а в девяностые годы профессор Николай Буров, прежде работавший главным анестезиологом Москвы, почувствовал, что во время экспериментов с ксеноном возникает расслабление и чувство приятной невесомости. В 1999 году с легкой руки Бурова в России запатентовали первый в мире препарат медицинского ксенона, а в 2010‑м Минздрав разрешил использовать его для терапии эмоциональных расстройств и болевого синдрома. «Низкие концентрации ксенона даже применялись у военнослужащих — ксеноновые установки привозили в горную местность на мобильные военные операции, — рассказывает Елена Вячеславовна Царёва, врач-сомнолог клиники «К+31», основательница сомнологической службы «Унисон». — Газ помогал снять острый стресс и улучшить все базовые показатели организма». Одним из первых ксенон в медицинскую практику включил престижный санаторий «Барвиха», где министерских жен лечили газом от депрессии и тревожности.
Немного занимательной химии. Ксенон — это Chopard в мире газов. Благородный, инертный, полностью природный, нетоксичный, без вкуса и запаха. Добывают его, как и все роскошное в этой жизни, из воздуха — буквально, расщепляя его на составляющие. Процесс очень трудоемкий и дорогой, поэтому от идеи широкого использования ксенона для наркоза ученые пока отказались. Хотя как анестетик он действует волшебно — человек моментально погружается в сон, а затем так же моментально пробуждается без головокружений, тошноты и других неприятных спецэффектов.
Конечно, наркоз, как любят шутить жители мегаполиса, — лучший способ отдохнуть, но расслабляющее действие ксенона совсем не в том, что он отключает сознание. В терапевтических целях используют не чистый газ, а его смесь с кислородом, обычно в пропорции 30:70. Это позволяет не потерять контроль, но при этом испытать чудесное действие.
Как это работает? На первый взгляд, ксенонотерапия — полное шаманство. Газ не всасывается в кровь, не включается в метаболизм и моментально выветривается из организма, а сама процедура длится от пятнадцати минут до получаса. «Во время процедуры ксенон оказывает глубокое восстанавливающее, тонизирующее и при этом успокаивающее действие. Он также обладает обезболивающим эффектом, — объясняет Ирина Шнайдер, врач высшей категории, терапевт Клинического института эстетической медицины (КИЭМ). — Курс процедур улучшает сон и гормональный фон, повышая устойчивость к инфекциям». «Одна из теорий действия ксенона говорит о его влиянии на клеточные мембраны и проведение нервных импульсов, тонус мышц, — подтверждает Елена Царёва. — Он улучшает кровообращение, благодаря чему снижается тревожность, наступает глубокое психическое и физическое расслабление».