Сумасшедший Назимов
В предыдущем номере журнала мы начали разговор о том, как помогают при атрибуции портретов боевые ранения персонажей. Рука на перевязи или даже её отсутствие позволяют в сочетании с униформой и наградами безошибочно установить имя героя, пролившего кровь за Отечество. Сегодня наш рассказ сразу о трёх произведениях, которым удалось вернуть правильные имена лишь спустя много лет.
В Азербайджанском национальном музее искусств хранится портрет гусара кисти замечательного художника Николая Дмитриевича Мыльникова. Талантливый живописец из семьи ярославских художников-ремесленников, он сформировался к середине 1820-х годов вне стен Академии художеств и сохранил в своих картинах ту искренность, которая под влиянием салонных нравов практически не встречается у столичных знаменитостей. Их лощёная деградация в эпоху Николая I хорошо описана в знаменитой повести Гоголя «Портрет».
Мыльников по праву считается классиком провинциального портрета. Он запечатлел целые династии ярославских, московских, серпуховских, ивановских купцов, а также изредка местных дворян. В череде их образов яркое исключение представляет портрет бравого гусара. Перед нами лихой усач с левой рукой на чёрной перевязи. Очевидно, он был ранен во время славных битв с армией Наполеона, о чём говорят боевые награды. На шее гусара орден Святой Анны 2-й степени с алмазами, под которым виден прусский военный крест Pour le Mérite. Ниже белеет самый почётный военный орден Святого Георгия 4-й степени. На шнурах ментика приколота неуставная пряжка в виде золотой сабли с надписью «За храбрость». К ней привешены миниатюрные знаки ордена Святого Владимира 4-й степени с бантом, саксонского знака отличия Зелёного креста 1814 года, серебряной медали и бронзовой дворянской в память Отечественной войны 1812 года, медали «За взятие Парижа 19 марта 1814». Замыкает ряд знак отличия за 10 лет беспорочной службы. Знак этот самодельный, поскольку официально такие пряжки вручались лишь после 15 лет выслуги.
На голове гусара, вопреки уставу, солдатская фуражка-бескозырка вроде модного берета. Её голубой околыш наводит на размышления. Портрет имеет авторскую подпись и дату — ноябрь 1836 года. Между тем ещё за 10 лет до этого Николай I велел шить околыши на гусарских фуражках жёлтые или белые — по цвету шнуров и пуговиц. То есть в нашем случае околыш должен быть белым. Раньше же, при Александре I, такие фуражки носил Гродненский гусарский полк. Очевидно, перед нами ветеран-гродненец, который для портрета надел свою старую фуражку.
В 1989 году портрет гусара показали в Москве на персональной выставке Мыльникова. В каталоге, подготовленном под руководством знаменитого реставратора и искусствоведа Саввы Ямщикова, отмечалось, что данную картину «бесспорно следует отнести к творческим удачам художника». Конечно, всем хотелось узнать имя бравого гусара. На помощь организаторам выставки пришёл популярный тогда специалист Александр Горшман. Он убедил их, что на портрете изображён полковник Иван Иванович Свидерский. Якобы с 1833 года он служил в Хопёрском казачьем полку на Кавказе, в 1834 году участвовал в экспедиции против горцев к аулу Гимры, за которую получил Георгиевский крест, был ранен пулей в левую руку навылет и контужен в голову, в связи с чем 20 мая 1836 года отправился в отпуск для лечения, во время которого и позировал Мыльникову.