Абсурдное искусство Тео Каккуфы: по мотивам Кафки
Трудно поверить, но все это происходит наяву: окружающие нас привычные вещи начинают жить самостоятельной жизнью. Британец Тео Каккуфа превращает банальные предметы мебели и бытовые приборы в неожиданные кинетические арт-объекты.
Представьте себе просторную комнату, погруженную в уютный полумрак. Глядя на покатый потолок с деревянными балками, можно предположить, что мы забрались на старый чердак в поисках сокровищ. Только для чердака здесь слишком пустынно, и это обстоятельство будит смутную тревогу. Несколько лампочек яркими пятнами выхватывают из полумрака немногочисленные предметы мебели.
Вот опрокинутый стул. Он беспомощно шевелит в воздухе ножками, но его попытки вновь обрести почву бессмысленны и обречены на провал. Следующее пятно света — уютная кровать с зияющей раной в самом центре. Разрез на покрывале выполнен отточенным скальпелем, края тканей аккуратно отведены в стороны, и можно заглянуть внутрь, увидеть внутреннюю жизнь этого странного организма. А там — настоящий водоворот, затягивающая в себя воронка. С нарастающей тревогой мы переходим от кровати к комоду и видим, что и он охвачен стихией: каждый ящик роняет вниз перекручивающиеся струйки воды. Становится понятно, что этот предмет мебели — уже не хранилище для белья, а причудливый рукотворный фонтан.
Это вовсе не кошмар, и даже не полное скрытой тревоги и выжидающей опасности царство неизведанного. Даже если отчаянно хочется ущипнуть себя и проснуться, все равно не получится вырваться из сюрреалистичного мира, потому что все это происходит наяву — в галерее работ британского художника Тео Каккуфы.
Юмор и злодейство
Тео живет в Лондоне и имеет за плечами солидное художественное образование: Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина (правда, в 1986 году, когда там учился Каккуфа, он был просто школой искусств), Королевская академия художеств, а затем и Кингстонский университет. Но, несмотря на то что весь его учебный и профессиональный опыт лежит в сфере искусства, Тео демонстрирует горячий интерес и глубокое уважение к инженерным профессиям. Великие изобретатели вдохновляют его не меньше, чем любой прославленный скульптор или художник. Так что неудивительно, что механика часто становится составной частью его работ. Однако при всей технической точности исполнения его экспонаты — это не плод сугубо рационального, технического ума, холодного и здравомыслящего. Их сущность прорывается на поверхность через много слоев рационального мышления, решающего конкретные практические задачи. Кажется, что помимо творчества механиков и собратьев по цеху Тео в не меньшей степени вдохновляется философией и литературой.