Руслан Фазлыев к 40 годам создал два глобальных IT-бизнеса

ForbesБизнес

Как программист из Ульяновска построил бизнес на $100 млн, привлек инвестиции в США и стал героем фильма Дудя о Долине

Валерия Житкова

Основатель Ecwid Руслан Фазлыев Фото DR

Руслан Фазлыев увлекся кодингом еще в младших классах и к 40 годам создал два глобальных IT-бизнеса с оценкой в десятки миллионов долларов. Сегодня его конструктором онлайн-магазинов Ecwid пользуются миллионы человек по всему миру, а на прошлой неделе стартап получил $42 млн от американских фондов. Как программист из России построил компанию оценкой в $100 млн?

На вопрос о первых инвестициях Руслан Фазлыев, на днях получивший $42 млн от американских фондов, внезапно отвечает: «Пельмени». Ими родители без лишних вопросов кормили Руслана и троих его друзей, пока те в комнате ульяновской квартиры сутками напролет писали код. «Я все время чувствовал себя Левшой, подковывавшим блоху. Мы начинали абсолютно без образования, без бизнес-практик. Нанимать специалистов денег не было, хотим что-то изучить — читаем книжку», — рассказывает Фазлыев.

Студенческие посиделки закончились созданием двух глобальных IT-компаний, одна из которых — Ecwid — за десять лет работы привлекла почти $50 млн инвестиций, вышла в 175 стран мира и дала возможность миллионам небольших компаний начать бизнес в интернете.

Гений кода

«Что сделало из Beatles гениев своего времени? 10 000 часов упорного труда. Я свои 10 000 отработал еще до универа», — объясняет природу своего успеха 40-летний Руслан Фазлыев, дающий интервью по Zoom из калифорнийской резиденции. Но кажется, дело не только в «отработке», но и в безусловном таланте программиста, который у Фазлыева проявился в раннем детстве.

Видя интерес сына к компьютерным играм, родители купили ему несколько книг о программировании. 7-летний Руслан на удивление домашних погрузился в них с головой и стал записывать код на бумаге от руки. В 13 лет в доме появился компьютер, от которого Руслан с тех пор практически «не отлипал»: играл, писал простые программы, а потом вместе с одноклассниками выиграл всероссийскую олимпиаду по программированию.

После школы поступил в профильный вуз в Ульяновске, но отчислился на втором курсе: «Просто за 10 лет практики узнал по специальности все, чему мог научить универ».

Этот период пришелся на середину 1990-х, и Фазлыев решил попробовать себя в бизнесе: запустил первый в городе негосударственный провайдер связи. Получил лицензию, купил доступ к тысяче номеров и поехал по районам Ульяновска, куда еще не добрались муниципальные телефоны. Услуга пользовалась спросом, и вскоре бизнес у 19-летнего программиста перекупила более крупная частная компания.

«Окно возможностей тогда было очень коротким — мы двигались намного быстрее, чем госоператор, и брали за услуги чуть меньше, чем размер взятки, которую и так все давали муниципалитету, — говорит Фазлыев. — Но потом на рынок пришел крупный капитал и пришлось место уступить».

Момент эврики

«Побаловавшись» с реальным бизнесом, Руслан вернулся к кодингу. В начале 2000-х до России дошел бум интереса к интернет-торговле, но разработать собственный онлайн-магазин стоило «бешеных денег» — от нескольких десятков до сотен тысяч долларов, говорит Фазлыев. Вместе с двумя друзьями-программистами — Юрием Зайцевым и Андреем Служевым — он решил придумать способ сделать этот процесс проще и дешевле. «Это был такой момент эврики. Мы сели и первую версию запилили буквально за одну ночь», — уверяет Руслан.

Так появилась компания X-Cart — программное обеспечение, которое позволяло запускать интернет-магазины с помощью готового кода. Доступ к коду создатели продавали как лицензию. Это позволило резко снизить порог на вход в рынок электронной коммерции и сделать торговлю в сети доступной для широких масс.

«Елки,‌ ‌это‌ ‌ж‌ ‌пять‌ ‌ульских‌ ‌зарплат,‌ ‌а‌ ‌я‌ ‌ниче‌ ‌не‌ ‌делал,‌ ‌просто‌ ‌код‌ ‌скопировал»

Сколько брать за свои услуги, партнеры не знали. Остановились на $100, которые тогда казались огромными деньгами. «Елки, это ж пять ульских (ульяновских — прим. Forbes) зарплат, а я ниче не делал, просто код скопировал», — вспоминает ход своих мыслей стартапер. Целились сразу на глобальный рынок — регистрировались на международных форумах по теме онлайн-торговли и ставили ссылки на свой сайт, закупали рекламу на тогда только появившемся Google AdWords (стоимость одного приведенного клиента, приносившего компании $100, составляла около 15 центов — баснословно низкий показатель по нынешним временам). «Я вообще не знаю, как у вчерашней школоты с кривым английским кто-то что-то покупал, — смеется Руслан. — Но мы тогда жестко демпинговали, хотя и не знали этого. Ста баксами люди готовы были рискнуть».

Меньше чем за год работы выручка X-Cart превысила $1 млн. Помимо лицензионных сборов, компания зарабатывала на комиссиях платежных систем с транзакций клиента. «Спрос был огромный, конкуренции почти никакой — отдел продаж не охотился за клиентами, они сами к нам приходили. У нас не выработались мышцы маркетинга. Вероятно, это и повлияло в конечном итоге на то, что компания перестала агрессивно расти», — анализирует предприниматель.

Успеху способствовало и то, что продукт писали на еще мало известном, но впоследствии взлетевшем языке программирования PHP. «Х-Cart был одной из первых в мире платформ для электронной торговли и до сих пор занимает лидирующие позиции, недавно объединившись с американским Seller Labs», — говорит сооснователь и управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Астрономы подтвердили открытие двух протопланет у близкой молодой звезды Астрономы подтвердили открытие двух протопланет у близкой молодой звезды

Астрономы подтвердили существование двух протопланет у молодой звезды PDS 70

N+1
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Как создавалась империя Alibaba Как создавалась империя Alibaba

Вспоминаем, как Джек Ма создавал ретейл-гиганта Alibaba Group

GQ
Премиальный «китаец». Тест-драйв кроссовера CheryExeed TXL Премиальный «китаец». Тест-драйв кроссовера CheryExeed TXL

Что собой представляет кроссовер CheryExeed TXL

СНОБ
Оральные контрацептивы и гормон любви - какова связь Оральные контрацептивы и гормон любви - какова связь

Как влияют на эмоции женщины противозачаточные таблетки?

Популярная механика
«Река, озеро, красивый лес»: спрос на загородную недвижимость в пандемию вырос на 30-50% «Река, озеро, красивый лес»: спрос на загородную недвижимость в пандемию вырос на 30-50%

Предложение не успевает за спросом на загородную недвижимость

Forbes
Карен Уайт: Ночь, когда огни погасли Карен Уайт: Ночь, когда огни погасли

Отрывок из романа Карен Уайт «Ночь, когда огни погасли»

СНОБ
Покидая зону комфорта, приготовьтесь... ко сну Покидая зону комфорта, приготовьтесь... ко сну

Исследование сна плодовых мух может помочь людям, страдающим от бессонницы

Популярная механика
Лучшие романтические комедии мирового кинематографа — от «Дня сурка» до «Реальной любви» Лучшие романтические комедии мирового кинематографа — от «Дня сурка» до «Реальной любви»

Спорим, эти фильмы тебе понравятся?

Playboy
Cтройными рядами Cтройными рядами

Выходим из карантина красиво

Лиза
Почему объявленные в России нерабочие дни требуют от компаний платить больше, чем раньше Почему объявленные в России нерабочие дни требуют от компаний платить больше, чем раньше

В трудовом праве явочным порядком появилось новое понятие — «нерабочие дни»

Forbes
«Я не боюсь трудностей» «Я не боюсь трудностей»

Марго Овсянникова — модель и блогер с полумиллионом подписчиков

OK!
Декрет — это не курорт. Что не так с восприятием материнства обществом Декрет — это не курорт. Что не так с восприятием материнства обществом

Как найти общий язык с ребенком и баланс между вашими потребностями

Forbes
Дневник бортинженера Международной космической станции Дневник бортинженера Международной космической станции

Почему липучка — главный друг астронавта, а тортилья — главная еда?

Esquire
«Не твоя, вот и бесишься»: 8 западных звезд, которые не нравятся нашим мужчинам «Не твоя, вот и бесишься»: 8 западных звезд, которые не нравятся нашим мужчинам

Кому из голливудских красавиц досталось от российских кинозрителей?

Cosmopolitan
По зубам: как правильно ухаживать за полостью рта По зубам: как правильно ухаживать за полостью рта

Простые правила ухода за зубами, языком и деснами

Psychologies
«Пересекая границы: модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе» «Пересекая границы: модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе»

Отрывок из книги «Пересекая границы» Майкла Дэвида-Фокса

N+1
«Сейчас нет никого, кто бы не чувствовал себя уязвимым». Юлий Дубов о Босове, Быкове, Березовском и других героях «лихих 90-х» и дней сегодняшних «Сейчас нет никого, кто бы не чувствовал себя уязвимым». Юлий Дубов о Босове, Быкове, Березовском и других героях «лихих 90-х» и дней сегодняшних

«Сноб» побеседовал с российским предпринимателем и писателем Юлием Дубовым

СНОБ
Арктика гипотеза «метановой катастрофы» Арктика гипотеза «метановой катастрофы»

В Арктике происходят климатические изменения, влияющие на всю планету

Наука и жизнь
Колонка Правила жизни: почему 80-е никак не выйдут из моды? Колонка Правила жизни: почему 80-е никак не выйдут из моды?

Почему 80-е оказались такими живучими — по крайней мере, в поп-культуре

Правила жизни
Погуляли и хватит: звездные мужчины, которые после измен возвращались к любимым Погуляли и хватит: звездные мужчины, которые после измен возвращались к любимым

Знаменитые изменщики, которые сделали все, чтобы добиться милости любимых женщин

Cosmopolitan
Движение вниз. 50 лет назад начались работы на Кольской сверхглубокой скважине Движение вниз. 50 лет назад начались работы на Кольской сверхглубокой скважине

Закрытая скважина может стать памятником важному научному проекту

СНОБ
Осиновый кол при низкой температуре Осиновый кол при низкой температуре

Роторный испаритель, который пришел на кухню из научных лабораторий

Bones
Рынoк на $9 млрд: почему люди вкладывают деньги в дома престарелых Рынoк на $9 млрд: почему люди вкладывают деньги в дома престарелых

Инвестиции в недвижимость для пожилых людей в Европе можно назвать удачными

Forbes
Дань памяти: как ищут пропавших без вести солдат Великой Отечественной Дань памяти: как ищут пропавших без вести солдат Великой Отечественной

В болотной трясине и под дерном до сих пор скрыта память о жестоких сражениях

Популярная механика
Ограничения стали новой нормой: как изменится жизнь после карантина Ограничения стали новой нормой: как изменится жизнь после карантина

Некоторые государства постепенно смягчают ограничения, введенные из-за пандемии

Forbes
Руководитель Aviasales Макс Крайнов: После многомесячного заточения люди будут готовы тратить деньги на путешествия Руководитель Aviasales Макс Крайнов: После многомесячного заточения люди будут готовы тратить деньги на путешествия

Как будет восстанавливаться рынок авиаперевозок

СНОБ
Курица мисо Курица мисо

Еда с Еленой Чекаловой

Weekend
Кислотная расцветка помогла кораллам вернуть симбионтов Кислотная расцветка помогла кораллам вернуть симбионтов

Красочное обесцвечиание возникает у кораллов в ответ на тепловой стресс

N+1
Открыть в приложении