«Я — Сноб»: актер и режиссер Георгий Иобадзе
Актер МХАТ им. М. Горького и Театра Наций и режиссер рассказал о необходимости метаморфоз, ценности безоценочности и творчестве, которое наполняет и окрыляет
Что такого сделал? Жил. Поступил в театральный вуз в одном большом городе, когда другой меня отверг. Потом вернулся и покорил этот привередливый город. Оставался без работы и долго переживал по этому поводу, сомневался в своем предназначении. Зато теперь служу в четырех театрах, больших и малых. Все это давалось совсем нелегко, не по щелчку пальцев. Жить бывает очень непросто: часто приходится принимать непростые решения, сталкиваться с неприветливой реальностью, скучать по близким, многое не успевать. Поэтому да — жил. Преодолевал, злился, любил, достигал. Работал и работаю с такими мэтрами, как Татьяна Доронина, Никита Михалков, Валерий Белякович, Евгений Миронов. Гастролирую по всей России и миру. Был счастлив. Счастлив теперь. Вот это и сделал. И считаю это настоящим достижением.
Этой осенью и зимой я буду… на сцене. Когда не играю, я не чувствую себя полностью живым. А в этом году осенне-зимние выступления мне особенно дороги: буду представлять свой собственный спектакль по роману Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» в Музыкальном театре «Градский Холл». Премьера пройдет на большой сцене, в постановке примет участие музыкальный коллектив. Все музыканты играют на национальных инструментах, поэтому мы погрузим зрителей в атмосферу грузинской деревни. Признаюсь, я и сам каждый раз, когда играю эту пьесу, переношусь в детство. В наш маленький двор в Гагре (Георгий Иобадзе родился в Екатеринбурге, но в пять лет вместе с родителями переехал в Гагру, на родину отца. Семья жила там до 1992 года, а затем вернулась в Екатеринбург, в котором будущий актер закончил школу и учился в университете. — Прим. ред.), где я развлекал всю родню и соседей своей авторской «лезгинкой».
Горжусь, что за последний год получилось… не повториться, не закоснеть, ни в чем не обмануть ожиданий зрителей на спектаклях, в которых я участвую. У меня есть такая особенность: я не люблю быть одинаковым в роли. Казалось бы, актер именно это и должен делать: повторять из раза в раз один и тот же текст, отыгрывать репризы, как задумал режиссер, но мне кажется, что всегда и во всем должно быть подлинное движение души. А это значит, что ни одна реплика уже не будет прежней. Каждый раз появляется что-то новое, какой-то нюанс, интонация. То же самое, кстати, происходит и с моим спектаклем «Я, бабушка, Илико и Илларион», герои будто живут своей жизнью, все время немного меняясь. Спектакли 12 и 17 ноября будут похожи, как близнецы, но будут и отличаться. В общем, я доволен теми работами, которые показывал. Возможно, горжусь — это не самое подходящее тут слово, но мне точно за эти спектакли не стыдно. И надеюсь, ближайшие выступления тоже порадуют и меня, и зрителей.
В своей работе я больше всего люблю… послевкусие. Люблю идти домой пешком после спектакля, размышлять в одиночестве, прислушиваться к себе, наслаждаться этим трепетом, этим еще не угасшим биением жизни, в которую провалился, будучи на сцене. Ведь актер в образе каждый раз проживает новую судьбу, поэтому иногда бывает так сложно отпускать какие-то роли. Люблю впитывать энергию ночного города. Люблю анализировать прошедшее сценическое действие и фантазировать о будущих ролях и проектах. Многие идеи зародились у меня именно во время таких прогулок. Когда я взращивал в себе «Бабушку, Илико и Иллариона», а я вынашивал этот проект, наверное, лет шесть-семь, я мог часами гулять по Тверской и Тверскому бульвару, по Арбату: повторял текст, придумывал идеи, которые потом воплотил в спектакле. Для меня движение по городу в одиночестве, наедине со своими мыслями — это какое-то таинство. И огромный ресурс.