Обязательно к просмотру: 5 фильмов о культуре Ближнего Востока и Северной Африки
Кинокритик Анна Филиппова рассказывает о картинах, которые не тиражируют стереотип о «загадочном Ориенте», а рассказывают о реальном Ближнем Востоке, который гораздо интереснее своей поп-культурной проекции
Большинство из фильмов в этом списке можно будет увидеть на фестивале Qatar Film Days, который пройдет с 4 по 6 июня 2021 в общественном пространстве «Севкабель Порт» в Санкт-Петербурге.
«Должно быть, это рай» (It Must Be Heaven; 2019)
- Режиссер: Элиа Сулейман
- Франция, Катар, Германия, Канада, Палестина, Турция
Элиа Сулейман — маститый режиссер, обласканный всевозможными наградами на международных фестивалях. Свежая лента «Должно быть, это рай» получила приз ФИПРЕССИ Каннского фестиваля. Палестинец Сулейман любим по всему миру не в последнюю очередь потому, что его абсурдистский язык, чем-то похожий на интонации Уэса Андерса, понятен всем.
Тут не требуется подстрочник, причем не только в смысле культурологического контекста, но и буквального перевода: за весь фильм Сулейман, который сам по традиции сыграл главную роль, едва ли произносит пару реплик. Это очень интеллигентское кино: даже на болезненные темы (например, судьба Палестины) Сулейман высказывается почти шепотом. Но так, оказывается, лучше слышно.
«Нарджес А.» (Nardjes A.; 2020)
- Режиссер: Карим Айнуз
- Алжир, Франция, Германия, Бразилия, Катар
Режиссер Карим Айнуз, бразилец алжирского происхождения, впервые приехал на родину в феврале 2019-го. Он хотел снимать автобиографический фильм — об отце, который участвовал в войне за независимость (точке отсчета для самосознания алжирцев), и о себе, который приехал познакомиться со страной, чей дух он впитал даже без физического присутствия. Его приезд совпал с другим историческим событием — началом гражданских протестов против засидевшегося президента Абдельазиза Бутефлики. Они начались весной 2019-го и проводились каждую пятницу (в выходной). Айнуз решил переформатировать фильм, точнее, снять совсем другой. Он отправился на протесты, где у него быстро отняли профессиональную камеру. Айнуз не отчаялся и стал снимать на телефон.