Глазами другого
Нам кажется, мы себя знаем. Но когда на нас смотрят, мы открываем свою личность заново. И порой эти открытия шокируют, удивляют, пугают и вдохновляют. Но именно там, в слепых зонах, скрыты наша сила, доверие, ранимость, любовь и нежность, уверены авторы проекта «Фотопсихология».
«Идея фотопсихологии пришла из собственного личного кризиса. Я понял, что мои ресурсы, моя свобода — там, где я себя еще не принимаю. Там, где боюсь показаться слабым, ранимым, чувствительным», — признается фотограф Андрей Игнатов. Благодаря ему вот уже почти два года существует новый вид психотерапии. Он еще не занесен в каталоги и учебники, но десятки клиентов прошли по этому пути.
«Андрей был моим клиентом и затеял этот проект, — рассказывает психолог Екатерина Приморская.— Давай, говорит, я буду фотографировать других клиентов после сессии. Там столько эмоций! Я возразила: после сессии они уставшие, вымотанные, у них свои процессы, иногда они потерявшиеся, им надо переварить то, что происходило с ними». Она предложила поэкспериментировать: снимать во время сессии. «Стали приходить клиенты, которые ждали небанальную сессию, им хотелось увидеть себя со стороны, такими, какими их видят другие, — продолжает Екатерина Приморская. — В основном те, кто раньше не пробовал психотерапию, боялся ее, не знал, нужна ли она вообще. Это была словно проба ножкой воды: прикоснуться к психологии вот так, нежно, бережно. Удивительно, но большая часть из них осталась в терапии: кто-то стал работать со мной, кто-то нашел другого терапевта. Но главное, они пошли дальше изучать себя».
Трое в комнате: я и…
Изначально с «фотомоделями» работали только в личной терапии. Это были две сессии с разницей в неделю: ровно столько нужно, чтобы переварить то, что происходило на первой встрече, где шла работа по запросу клиента. С той разницей, что в кабинете психолога были на этот раз еще два участника процесса: фотограф и его фотоаппарат. На второй сессии клиенту показывали фотографии, отобранные после предыдущего дня. Но не просто показывали. «Я, посмотрев на получившиеся картинки, вдруг поняла, что их нельзя просто так отдавать, – поясняет Екатерина Приморская. – Что человек может не справиться с эмоциями, потому что здесь они слишком сильные. То, что он проживает изнутри непосредственно на сессии, — это одно, а то, что видит потом, — совсем другое. И часто это шок. В этот момент героя сессии нужно поддержать, обсудить те эмоции, проверить, что он чувствовал тогда и сейчас». Почему для многих фотографии становятся шокирующим открытием? Кто-то всю жизнь «держит лицо», будучи уверенным, что он хорошо скрывает свои чувства. Но фотоаппарат все видит. А кто-то представлял себя совсем иначе. «Никогда не думал, что у меня на лице все написано», — признавался один клиент. Или другой: «Я не знал, что во мне столько эмоций. Мне казалось, что я бесчувственный сухарь».
Все трое – психолог, фотограф и клиент – изучают фото, обсуждают то, что происходило в момент съемки, что каждый чувствовал тогда и сейчас. Именно этот второй этап прибавлял к тем процессам, которые происходили на первой встрече, новый импульс. «Мы стали думать: почему втроем — это такая силища? Почему клиенты в какой-то момент перестают думать о фотографиях и фотографе? Или, наоборот, как-то реагируют. Кто замыкается на время, кто выходит на контакт сначала с фотографом, а потом уже со мной, — рассуждает Екатерина Приморская. — Во время нашей тройной работы проигрываются какие-то паттерны, и я задавала клиенту вопрос: у вас в жизни так же происходит? Да, отвечают мне, я маме не верю,