«Я хотел изобразить состояние смерти»: художник Чжан Хуань — о серии работ Love, мире после пандемии и искусстве будущего
До конца 2020 года в Государственном Эрмитаже откроется выставка «Чжан Хуань. В пепле истории», посвященная творчеству всемирно известного китайского художника. Специально к выставке Чжан Хуань создал цикл работ Love, которые вошли в его «Красную серию». В преддверии открытия (надеемся, скорого) Esquire задал художнику несколько вопросов — о его творческих методах, жизни во время и после пандемии, посткарантинном искусстве и о вечных ценностях. Справка: Чжан Хуань — современный китайский художник, которого прославил ряд громких перформансов в Китае и США. В своих работах он поднимает темы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. В середине 2000-х он начал создавать масштабные живописные работы, написанные пеплом от благовоний из буддийских храмов.
Справка: Чжан Хуань — современный китайский художник, которого прославил ряд громких перформансов в Китае и США. В своих работах он поднимает темы религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. В середине 2000-х он начал создавать масштабные живописные работы, написанные пеплом от благовоний из буддийских храмов. Также он использовал в своих работах кровь, создавал гигантские скульптуры. Его произведения есть в коллекциях Музея современного искусства и Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке, Музеях искусства Филадельфии и Сан-Диего, в собрании Гарвардского университета и не только. «Красная серия» — последняя из созданных им на данный момент.
1
Я полагаю, что период, последовавший за вспышкой эпидемии, — это начало новой эпохи. Я бы назвал ее постэпидемической эрой. Для нее характерна полная непредсказуемость. Ее особые приметы — это утрата контроля над ситуацией, ощущение немыслимости происходящего, переход в нечеловеческое, звериное состояние, крайнее проявление присущей буддизму идеи о непостоянстве и перерождениях в соответствии с законом о воздаянии. Так выглядит мир будущего. В эту эпоху непредсказуемости невозможно строить планы, делать прогнозы или предварительные расчеты. Это эра страха, безысходности, ярости, переходящей в уныние и депрессию. Такая эпоха ждет нас в ближайшем будущем.
2
Классический пример того, что происходит с семьей во время эпидемии, — это история семьи режиссера Чан Кая. Сначала симптомы пневмонии проявились у его отца. Они обращались в несколько больниц, но из-за нехватки мест отца оставили на домашнем лечении. 27 января он скончался. Члены семьи заразились один за другим. 2 февраля скончалась мать. Чан Кай и его старшая сестра умерли 14 февраля. В течение 17 дней погибло четыре человека. Сын Чан Кая избежал смерти, потому что учился за рубежом.