Грудничок Питание
Что такое прикорм?
Грудное молоко – лучшая еда для малыша, но постепенно потребности растущего организма увеличиваются и одного грудного молока крохе становится недостаточно. Приходит время вводить прикорм. Что это такое и зачем он нужен?
Прикормом называются все дополнительные продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, которые вводят в меню ребенка первого года жизни. Период прикорма является переходным этапом на пути малыша от чисто молочного питания ко «взрослой» пище с общего стола. С его помощью грудничок постепенно приучается есть домашнюю еду, пока она полностью не заменит грудное молоко или адаптированную смесь.
Для чего нужен прикорм?
Безусловно, самой идеальной пищей для ребенка до года является грудное молоко. Оно полностью отвечает потребностям детского организма и содержит все ингредиенты для полноценного развития малыша. Помимо прекрасно сбалансированного состава основных питательных веществ (углеводов, белков, жиров, витаминов и минеральных веществ), мамино молоко содержит ферменты, помогающие ребенку усваивать инородную пищу, средства иммунной защиты, а также гормоны, факторы роста тканей, биологически активные вещества и много других веществ, которых нет ни в искусственных смесях, ни в детском питании, ни в пище взрослых. Современные адаптированные смеси, хотя и не имеют столь уникального состава, тоже содержат весь необходимый ребенку набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов. С учетом этих фактов у мамы может возникнуть закономерный вопрос: зачем же тогда вводить прикорм до года, не проще ли кормить малыша грудью или смесью, а после 1 года, когда кроха подрастет, начать кормить его «взрослой» пищей. Особенно актуальным такой вопрос становится при возникновении различных трудностей с введением прикорма, когда, несмотря на все мамины старания, малыш упорно не хочет пробовать новую еду.
Тем не менее необходимость введения прикорма на первом году жизни ребенка основана именно на потребностях самого малыша. Примерно к концу первого полугодия жизни малыш удваивает собственный вес при рождении, а к 1 году утраивает его. По мере роста и развития ребенка возрастает активность его пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем. Ближе к 6 месяцам у малыша начинают прорезываться зубки, кроха начинает активно двигаться. Постепенно ему требуется все большее количество энергии и пищевых веществ. Возрастает также потребность малыша в витаминах и минеральных веществах, таких как железо, цинк, медь, кальций, фосфор, магний. Их количества, поступающего с грудным молоком, становится недостаточно, а эндогенные запасы этих веществ (внутренние запасы организма) у маленького ребенка ограничены, поэтому у таких малышей довольно легко могут возникать дефицитные состояния, особенно недостаток железа. Кроме того, маленький исследователь начинает проявлять все больший интерес к содержимому маминой тарелки, ему становится любопытно и хочется попробовать «на зубок» то, что едят взрослые в его присутствии. Таким образом, примерно к полугоду чисто молочное питание уже не может обеспечить всех потребностей ребенка, возникает необходимость в дополнительных продуктах, помимо маминого молока. Несмотря на возросшие потребности, организм грудничка к этому времени еще не настолько физиологически дозрел, чтобы сразу перейти от исключительно грудного вскармливания (или кормления смесью) прямо к обычной пище с семейного стола. Поэтому в его меню вводятся блюда переходного периода (прикорм), которая компенсирует разницу между возрастающими потребностями ребенка и тем количеством пищевых ингредиентов, которые получает ребенок из молока.
Педиатрический или педагогический?
В настоящее время в литературе для родителей и в интернете довольно часто можно встретить информацию о двух принципиально различающихся концепциях введения прикорма – так называемом педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом прикорме. В противопоставление традиционному педиатрическому прикорму с точными дозами вводимых продуктов и специально приготовленными для ребенка блюдами прикорма, по схеме педагогического прикорма малыша предлагается прикармливать с маминой тарелки, маленькими кусочками (начиная с микродоз), без попытки дать ребенку какую-то определенную норму продукта, чтобы познакомить его со всем спектром продуктов и блюд, которые употребляются в семье, и обучить при этом поведению за столом.
Выбор того или иного метода введения прикорма своему малышу остается за мамой, но, определяясь с выбором, ей необходимо помнить о том, насколько велико влияние питания в этот период на развитие и состояние здоровья малыша. Следует учитывать, что, несмотря на определенную популярность, практика педагогического прикорма не имеет научного обоснования и во многих аспектах не учитывает физиологические особенности детского организма.
Так, с точки зрения физиологии ребенка неоправданны следующие позиции педагогического прикорма:
- Слишком раннее введение в рацион крохи «взрослых» продуктов, даже при условии, что родители питаются здоровой пищей (хотя представление о правильном и здоровом питании может быть ошибочным), может «сорвать» ферментную систему ребенка, нарушить баланс микрофлоры кишечника и вызвать сбой процесса пищеварения в целом. В результате у малыша могут возникнуть расстройство стула (разжижение и учащение или, наоборот, запоры), колики, метеоризм и другие нежелательные реакции. Если изначально процесс пищеварения будет запущен неправильно, это может спровоцировать различные заболевания желудочно-кишечного тракта, повлиять на функцию других органов и систем и неблагоприятно сказаться на дальнейшем росте и развитии детского организма.
- При введении «микродоз» пищи не достигается одна из главных целей прикорма – обогащение меню ребенка полезными веществами, потребность в которых у растущего организма уже не удовлетворяется полностью грудным молоком, при этом у малыша может возникнуть дефицит некоторых микроэлементов, нередко дети, прикармливаемые таким способом, плохо набирают в весе.
- Из-за того что малыш получает несколько разных продуктов в одно кормление, в случае возникновения нежелательных реакций становится невозможным проследить, на какой из этих продуктов у ребенка возникла аллергическая реакция или расстройство стула.
- Формирование у ребенка навыков кусания и жевания происходит постепенно, по мере созревания нервной системы и развития жевательного аппарата. Раннее введение твердой пищи, пусть даже маленькими кусочками, приводит к тому, что малыш начинает давиться непривычной едой, при этом значительно увеличивается риск ее попадания в дыхательные пути. К тому же недостаточно измельченная и плохо пережеван ная пища хуже переваривается и усваивается, значительно увеличивая нагрузку на незрелую пищеварительную систему малыша. Плохо переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения.
- Из тарелки мамы малыш может съесть продукт с солью, сахаром и другими нежелательными добавками, которые не рекомендуется давать ребенку до 1 года. Кроме того, следует отметить, что, выбирая метод прикармливания «с маминой тарелки», родители не всегда пересматривают свое меню и часто продолжают есть привычные блюда, которые совсем не подходят для детского питания.
- Отсутствие организованного приема пищи не способствует выработке определенного режима питания, что также может неблагоприятно отразиться на работе пищеварительной системы ребенка.
Таким образом, гораздо физиологичнее вводить прикорм в соответствии с современными рекомендациями педиатров, начиная с адаптированной пюреобразной пищи, которая соответствует возрасту ребенка и его возможностям проглотить, переварить и усвоить новое блюдо. Использование в начале прикорма пюре, состоящих лишь из одного продукта без примесей, позволит отследить реакцию ребенка на данный продукт и в случае развития аллергической реакции своевременно исключить его из рациона крохи. Постепенное введение все более разнообразных по консистенции, вкусу, аромату и внешнему виду продуктов питания позволит сделать переход малыша к «взрослой» пище плавным и естественным.
Прикорм и грудное вскармливание – можно ли совместить?
Одним из распространенных заблуждений, которым многие мамы и бабушки обычно объясняют причину введения прикорма, является утверждение, что со временем качество молока ухудшается и после полугода кормления «в нем не остается ничего полезного». В действительности высокая биологическая ценность грудного молока сохраняется на протяжении всего периода грудного вскармливания. И после полугода, и на втором году кормления грудью мамино молоко продолжает оставаться для ребенка источником многих необходимых веществ в оптимальных для усвоения формах, а кроме того, оно способствует нормальному формированию иммунной системы малыша, созреванию ферментной и микробной систем кишечника, структурному развитию нервной системы и особенно головного мозга крохи. Состав молока меняется со временем, подстраиваясь под потребности растущего ребенка. Именно поэтому очень важно, несмотря на введение другой пищи, сохранять грудное вскармливание, по крайней мере, до конца первого года жизни ребенка.
Не допускаем ошибок
Очень часто из-за несвоевременного или нерационального введения прикорма у кормящей мамы может значительно снижаться количество молока, нередко уже в первые месяцы после введения прикорма грудное вскармливание прекращается досрочно. В большинстве случаев это происходит из-за непонимания сути прикорма, стремления как можно быстрее довести объемы вводимых блюд прикорма до «рекомендуемой нормы», замещая при этом кормление грудью. Кормящей маме важно понимать, что прикорм, хотя и значимо дополняет грудное молоко во втором полугодии жизни, не является основой питания ребенка. Самые важные питательные вещества для своего роста и развития ребенок по-прежнему продолжает получать с маминым молоком. Главная задача мамы в этот период – постепенно, по мере развития пищевого интереса у малыша, познакомить его с новыми продуктами, не настаивая и не преследуя цели обязательно накормить ребенка досыта определенным количеством детского питания. Такой подход позволит, с одной стороны, поддержать аппетит и активный интерес к еде у малыша, а с другой стороны, даст возможность как можно дольше сохранить грудное вскармливание, не вытесняя его большими объемами детского питания. Таким образом, два процесса – грудное вскармливание и постепенный переход на пищу с общего стола – будут происходить параллельно, не мешая и не вытесняя друг друга.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl