Грудное молоко – лучшая еда для малыша, но постепенно потребности растущего организма увеличиваются и одного грудного молока крохе становится недостаточно. Приходит время вводить прикорм. Что это такое и зачем он нужен?

9 месяцев

Грудничок Питание

Что такое прикорм?

Грудное молоко – лучшая еда для малыша, но постепенно потребности растущего организма увеличиваются и одного грудного молока крохе становится недостаточно. Приходит время вводить прикорм. Что это такое и зачем он нужен?

Юлия Лопина
Врач-педиатр, г. Смоленск

Прикормом называются все дополнительные продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, которые вводят в меню ребенка первого года жизни. Период прикорма является переходным этапом на пути малыша от чисто молочного питания ко «взрослой» пище с общего стола. С его помощью грудничок постепенно приучается есть домашнюю еду, пока она полностью не заменит грудное молоко или адаптированную смесь.

Для чего нужен прикорм?

Безусловно, самой идеальной пищей для ребенка до года является грудное молоко.  Оно полностью отвечает потребностям детского организма и содержит все ингредиенты для полноценного развития малыша. Помимо прекрасно сбалансированного состава основных питательных веществ (углеводов, белков, жиров, витаминов и минеральных веществ), мамино молоко содержит ферменты, помогающие ребенку усваивать инородную пищу, средства иммунной защиты, а также гормоны, факторы роста тканей, биологически активные вещества и много других веществ, которых нет ни в искусственных смесях, ни в детском питании, ни в пище взрослых. Современные адаптированные смеси, хотя и не имеют столь уникального состава, тоже содержат весь необходимый ребенку набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов. С учетом этих фактов у мамы может возникнуть закономерный вопрос: зачем же тогда вводить прикорм до года, не проще ли кормить малыша грудью или смесью, а после 1 года, когда кроха подрастет, начать кормить его «взрослой» пищей. Особенно актуальным такой вопрос становится при возникновении различных трудностей с введением прикорма, когда, несмотря на все мамины старания, малыш упорно не хочет пробовать новую еду.

Тем не менее необходимость введения прикорма на первом году жизни ребенка основана именно на потребностях самого малыша. Примерно к концу первого полугодия жизни малыш удваивает собственный вес при рождении, а к 1 году утраивает его. По мере роста и развития ребенка возрастает активность его пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем. Ближе к 6 месяцам у малыша начинают прорезываться зубки, кроха начинает активно двигаться. Постепенно ему требуется все большее количество энергии и пищевых веществ. Возрастает также потребность малыша в витаминах и минеральных веществах, таких как железо, цинк, медь, кальций, фосфор, магний. Их количества, поступающего с грудным молоком, становится недостаточно, а эндогенные запасы этих веществ (внутренние запасы организма) у маленького ребенка ограничены, поэтому у таких малышей довольно легко могут возникать дефицитные состояния, особенно недостаток железа. Кроме того, маленький исследователь начинает проявлять все больший интерес к содержимому маминой тарелки, ему становится любопытно и хочется попробовать «на зубок» то, что едят взрослые в его присутствии. Таким образом, примерно к полугоду чисто молочное питание уже не может обеспечить всех потребностей ребенка, возникает необходимость в дополнительных продуктах, помимо маминого молока. Несмотря на возросшие потребности, организм грудничка к этому времени еще не настолько физиологически дозрел, чтобы сразу перейти от исключительно грудного вскармливания (или кормления смесью) прямо к обычной пище с семейного стола. Поэтому в его меню вводятся блюда переходного периода (прикорм), которая компенсирует разницу между возрастающими потребностями ребенка и тем количеством пищевых ингредиентов, которые получает ребенок из молока.

Педиатрический или педагогический?

В настоящее время в литературе для родителей и в интернете довольно часто можно встретить информацию о двух принципиально различающихся концепциях введения прикорма – так называемом педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом прикорме. В противопоставление традиционному педиатрическому прикорму с точными дозами вводимых продуктов и специально приготовленными для ребенка блюдами прикорма, по схеме педагогического прикорма малыша предлагается прикармливать с маминой тарелки, маленькими кусочками (начиная с микродоз), без попытки дать ребенку какую-то определенную норму продукта, чтобы познакомить его со всем спектром продуктов и блюд, которые употребляются в семье, и обучить при этом поведению за столом.

Выбор того или иного метода введения прикорма своему малышу остается за мамой, но, определяясь с выбором, ей необходимо помнить о том, насколько велико влияние питания в этот период на развитие и состояние здоровья малыша. Следует учитывать, что, несмотря на определенную популярность, практика педагогического прикорма не имеет научного обоснования и во многих аспектах не учитывает физиологические особенности детского организма.

Использование в начале прикорма пюре, состоящих лишь из одного продукта, позволит отследить реакцию ребенка на данный продукт

Так, с точки зрения физиологии ребенка неоправданны следующие позиции педагогического прикорма:

  • Слишком раннее введение в рацион крохи «взрослых» продуктов, даже при условии, что родители питаются здоровой пищей (хотя представление о правильном и здоровом питании может быть ошибочным), может «сорвать» ферментную систему ребенка, нарушить баланс микрофлоры кишечника и вызвать сбой процесса пищеварения в целом. В результате у малыша могут возникнуть расстройство стула (разжижение и учащение или, наоборот, запоры), колики, метеоризм и другие нежелательные реакции. Если изначально процесс пищеварения будет запущен неправильно, это может спровоцировать различные заболевания желудочно-кишечного тракта, повлиять на функцию других органов и систем и неблагоприятно сказаться на дальнейшем росте и развитии детского организма.
  • При введении «микродоз» пищи не достигается одна из главных целей прикорма – обогащение меню ребенка полезными веществами, потребность в которых у растущего организма уже не удовлетворяется полностью грудным молоком, при этом у малыша может возникнуть дефицит некоторых микроэлементов, нередко дети, прикармливаемые таким способом, плохо набирают в весе.
  • Из-за того что малыш получает несколько разных продуктов в одно кормление, в случае возникновения нежелательных реакций становится невозможным проследить, на какой из этих продуктов у ребенка возникла аллергическая реакция или расстройство стула.
  • Формирование у ребенка навыков кусания и жевания происходит постепенно, по мере созревания нервной системы и развития жевательного аппарата. Раннее введение твердой пищи, пусть даже маленькими кусочками, приводит к тому, что малыш начинает давиться непривычной едой, при этом значительно увеличивается риск ее попадания в дыхательные пути. К тому же недостаточно измельченная и плохо пережеван ная пища хуже переваривается и усваивается, значительно увеличивая нагрузку на незрелую пищеварительную систему малыша. Плохо переваренная пища, попадая в кишечник, может спровоцировать процессы брожения и гниения.
  • Из тарелки мамы малыш может съесть продукт с солью, сахаром и другими нежелательными добавками, которые не рекомендуется давать ребенку до 1 года. Кроме того, следует отметить, что, выбирая метод прикармливания «с маминой тарелки», родители не всегда пересматривают свое меню и часто продолжают есть привычные блюда, которые совсем не подходят для детского питания.
  • Отсутствие организованного приема пищи не способствует выработке определенного режима питания, что также может неблагоприятно отразиться на работе пищеварительной системы ребенка.

Таким образом, гораздо физиологичнее вводить прикорм в соответствии с современными рекомендациями педиатров, начиная с адаптированной пюреобразной пищи, которая соответствует возрасту ребенка и его возможностям проглотить, переварить и усвоить новое блюдо. Использование в начале прикорма пюре, состоящих лишь из одного продукта без примесей, позволит отследить реакцию ребенка на данный продукт и в случае развития аллергической реакции своевременно исключить его из рациона крохи. Постепенное введение все более разнообразных по консистенции, вкусу, аромату и внешнему виду продуктов питания позволит сделать переход малыша к «взрослой» пище плавным и естественным.

Прикорм и грудное вскармливание – можно ли совместить?

Одним из распространенных заблуждений, которым многие мамы и бабушки обычно объясняют причину введения прикорма, является утверждение, что со временем качество молока ухудшается и после полугода кормления «в нем не остается ничего полезного». В действительности высокая биологическая ценность грудного молока сохраняется на протяжении всего периода грудного вскармливания. И после полугода, и на втором году кормления грудью мамино молоко продолжает оставаться для ребенка источником многих необходимых веществ в оптимальных для усвоения формах, а кроме того, оно способствует нормальному формированию иммунной системы малыша, созреванию ферментной и микробной систем кишечника, структурному развитию нервной системы и особенно головного мозга крохи. Состав молока меняется со временем, подстраиваясь под потребности растущего ребенка. Именно поэтому очень важно, несмотря на введение другой пищи, сохранять грудное вскармливание, по крайней мере, до конца первого года жизни ребенка.

Не допускаем ошибок

Очень часто из-за несвоевременного или нерационального введения прикорма у кормящей мамы может значительно снижаться количество молока, нередко уже в первые месяцы после введения прикорма грудное вскармливание прекращается досрочно. В большинстве случаев это происходит из-за непонимания сути прикорма, стремления как можно быстрее довести объемы вводимых блюд прикорма до «рекомендуемой нормы», замещая при этом кормление грудью. Кормящей маме важно понимать, что прикорм, хотя и значимо дополняет грудное молоко во втором полугодии жизни, не является основой питания ребенка. Самые важные питательные вещества для своего роста и развития ребенок по-прежнему продолжает получать с маминым молоком. Главная задача мамы в этот период – постепенно, по мере развития пищевого интереса у малыша, познакомить его с новыми продуктами, не настаивая и не преследуя цели обязательно накормить ребенка досыта определенным количеством детского питания. Такой подход позволит, с одной стороны, поддержать аппетит и активный интерес к еде у малыша, а с другой стороны, даст возможность как можно дольше сохранить грудное вскармливание, не вытесняя его большими объемами детского питания. Таким образом, два процесса – грудное вскармливание и постепенный переход на пищу с общего стола – будут происходить параллельно, не мешая и не вытесняя друг друга.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лечим насморк у детей до года Лечим насморк у детей до года

Как помочь грудничку пережить насморк и не допустить осложнений?

9 месяцев
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы

Население Восточного Магриба сохраняло преемственность от охотников-собирателей

N+1
Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн

Рассказ о девушке, сбежавшей от насилия, и мистическом проклятии прошлого

VOICE
Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря

Ученые, кажется, нашли крошечную черную дыру, о которой писал Стивен Хокинг

ТехИнсайдер
Держи баланс Держи баланс

Как продвинуться в карьере и при этом сохранить здоровье

Лиза
Дело о наведённой порче Дело о наведённой порче

Русская деревня в XIX столетии вызывала у интеллигенции противоречивые чувства

Дилетант
«Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница» «Олимпийская трасса в Сочи для российских скелетонистов как песочница»

Владислав Семенов о доходах и достижениях скелетона в эпоху санкций

Ведомости
Плохие словечки Плохие словечки

Как отучить ребенка от нежелательной лексики?

Лиза
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Семейные ценности Семейные ценности

«Тюдоры»: хорошая интрига важнее историчности, а легенды сильнее реальности

Дилетант
8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки 8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки

Эти ошибки при мытье посуды влияют непосредственно на ваше здоровье!

ТехИнсайдер
Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно

Какой может быть психологическая травма и что с этим делать?

РБК
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец Не только для уборки: 13 неожиданных способов использования бумажных полотенец

Бумажные полотенца годятся не только для того, чтобы протереть стол или руки

VOICE
Отойдите, пожалуйста Отойдите, пожалуйста

Восемь типов людей, которым не стоит сочувствовать

Лиза
«Люди должны захотеть быть здоровыми» «Люди должны захотеть быть здоровыми»

Кто должен отвечать за стремление к здоровью и как бороться с эпидемией ожирения

Ведомости
«Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе «Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе

Елена Миськова о двойных стандартах, идеалах и способах противостоять абьюзу

СНОБ
Открыть в приложении