75% фейка: как не стать жертвой фальшивых скидок в «черную пятницу»
Незаметно для потребителей «черная пятница» превратилась из самой большой распродажи в году в не всегда честный инструмент маркетологов. Завораживающие покупателей скидки «до 80%» часто ненастоящие — товары в обычное время стоят столько же или даже дешевле. Что делать, чтобы избежать обмана?
«У мужа День рождения в первых числах декабря, решила [в «черную пятницу»] в подарок ему купить четвертую плойку (игровая консоль PlayStation 4 — прим. Forbes)», — рассказывала на одном из форумов жертва выдуманных скидок под ником Evgeche4ka. В итоге она приобрела приставку за 25 990 рублей, а через несколько дней обнаружила, что такая же модель в том же магазине стоит 20 990 рублей безо всяких скидок. «Ах вы ж маркетологи сраные!!! Ну ладно еще цены перед акцией накрутить, а потом якобы скинуть. Но это уже вообще наглость!» — возмущалась разочарованная покупательница. История закончилась хэппи-эндом: придя в магазин с чеком, Evgeche4ka получила обратно 5000 рублей.
Но так везет далеко не всем: на уловки маркетологов попадаются тысячи человек, даже не подозревая, что им продают товар дороже, чем он стоит обычно. Как «черная пятница» превратилась из массовой распродажи в массовый обман покупателей и что делать, чтобы не попасться на крючок мнимых скидок?
Предновогодняя лихорадка
«Черной» называют последнюю пятницу ноября — в этот день по всему миру проводятся распродажи со скидками до 90%. Традиция зародилась в США в 60-х годах ХХ века, а в Россию пришла десять лет назад. С годами ноябрьская распродажа становится все популярней. По результатам совместного исследования «Яндекс.Маркета» и агентства GfK Rus, о «черной пятнице» знают 97% всех онлайн-покупателей. Два из трех россиян, по данным «1С-Битрикс», будут покупать товары в распродажу-2019, хотя еще в прошлом году 60% респондентов не планировали ничего приобретать.
«Размер реальной скидки может составлять от 5 до 15%. Все, что выше, — скорее всего, маркетинговый ход»
По мнению Елены Кузнецовой, руководителя категорийного отдела «Яндекс.Маркет», есть две главные причины, почему «черная пятница» так популярна: «Во-первых, наступающие новогодние праздники — многие хотят заранее купить подарки близким, чтобы не делать это в конце декабря, когда нужных товаров может и не быть, а доставка нередко опаздывает. Кроме того, возникает необходимость в сезонных товарах — теплых вещах или товарах для зимних видов спорта».
Чтобы заработать на массовом ажиотаже, продавцы нередко прибегают к завуалированному обману. Дмитрий Рябинин, руководитель портала Hi-Tech Mail.ru, занимается в том числе выявлением недобросовестных продавцов и собрал целую коллекцию фейковых скидок. То экшн-камеру за несколько недель до распродаж в интернет-магазине предлагают купить за 22 190 рублей, а к «черной пятнице» появляется новый ценник — 29 544 рубля с зачеркнутой «старой» ценой 41 999 рублей. То стиральную машину за две недели до распродажи продавали за 24 990 рублей, а к «черной пятнице» она «подешевела» до 28 799 рублей. Встречаются казусы и у офлайн-ритейлеров — 1 кг говядины продается по 899 рублей при зачеркнутой цене 899 рублей.
В прошлом году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), «черная пятница» принесла онлайн-ритейлерам 17,4 млрд рублей. Артем Соколов, президент АКИТ, ожидает, что в этом году показатели будут не ниже. По данным «1С-Битрикс», 38% россиян планируют потратить до 5000 рублей, 27% — до 10 000, остальные — большие суммы.
По данным «Яндекс.Маркета», наибольшим спросом в 2018-м пользовались телевизоры — в день распродажи пользовательский спрос вырос более чем в 1,5 раза по сравнению со спросом в первой половине ноября. Мелкой бытовой техникой интересовались в день распродажи на 31% чаще, рост спроса на ноутбуки составил около 27%. В этом году, по данным «1С-Битрикс», половина покупателей делает ставку на электронику, гаджеты и бытовую технику. На втором месте — одежда, обувь и аксессуары (37%), на третьем — путешествия, авиабилеты (5%).
Синдром упущенной выгоды
По словам Елены Кузнецовой из «Яндекс.Маркета», фейковые скидки действительно встречаются, но и реальные тоже существуют — средний дисконт при покупках в «черную пятницу» составляет 30-40%, а товары из категории «одежда, обувь и аксессуары» можно купить дешевле и на 70%. С реальными высокими скидками может продаваться неликвидный или сезонный товар — например, одежда и обувь, — а также штучные экземпляры, с которыми покупатели приобретут сопутствующие товары по полной стоимости или с символической скидкой, говорит Дмитрий Рябинин.