Как разбогатеть на картине с бабушкиного чердака: большой гид по вторичному рынку искусства, похожему на криминальный сериал
Как пополняется вторичный арт-рынок, как богатеют на бабушкином наследстве и велики ли шансы поймать на аукционе недооцененного «старого мастера» — встречайте настоящий арт-детектив о сером рынке многомиллионных произведений искусства, который подготовила для Esquire Анастасия Ландер.
В воскресенье 27 октября на дневном аукционе во французском городке Санлис ушла с молотка за €24 миллиона (с учетом комиссий) ранее неизвестная работа мастера раннего Ренессанса Джованни Чимабуэ «Христос осмеянный». Результат аукциона превзошел все ожидания: «Это уникальная, потрясающая и монументальная работа, [...] но такая продажа — просто предел мечтаний», — прокомментировал основатель дома Actéon Доминик Ле Коэн свою невероятную удачу агентству Associated Press. Как икона Чимабуэ попала на вторичный рынок? Она много лет висела над очагом жительницы города Компьень, пока та не решила продать дом и его содержимое. Региональные оценщики сразу поняли, что икона не так проста, как кажется, и немедленно передали ее парижскому антиквару Эрику Тюркену, который сформулировал провенанс редкой доски и помог «Актеону» провести аукцион.
В 2014 году в Тулузе — но не на кухне, а на чердаке — была найдена монументальная работа «Юдифь и Олоферн», которую приписывают Караваджо. Уникальный холст был конфиденциально продан в июне 2019 года за два дня до официального аукциона — по различным источникам, сумма сделки могла составить до €30 миллионов. Знаменитый «Спаситель мира» Леонардо да Винчи тоже некогда был неприметной и запыленной доской в коридоре новоорлеанского дома и поставил рекорд продаж «старого мастера», уйдя катарским принцам за $450 миллионов.
Все эти чудеса арт-рынка поднимают немало вопросов. Например, что это за бабушкины чердаки, на которых можно найти картину старого мастера и в одночасье разбогатеть? Откуда на аукционах всплывают невиданные ранее работы важных художников? И как поймать картину знаменитого мастера до того, как ее распознают опытные дилеры и взвинтят цену?
Какой бывает рынок
Сначала нужно разобраться с терминологией. Арт-рынок бывает первичным и вторичным. Первичный арт-рынок — это продажи напрямую из студий художников и первые появления предмета искусства в галерее, на выставке или ярмарке. Появляясь на первичном рынке, произведение искусства обретает цену, которая, как надеется продавец, будет только расти. Вторичный арт-рынок — это любые повторные появления предмета искусства в продаже, будь то продажа на аукционе, через галерею или дилера. Такие продажи могут быть как публичными, так и приватными. Специфика вторичного рынка искусства в том, что он характеризуется нестабильной ликвидностью и крайне ограниченным предложением. Относительное исключение из этого правила — рынок современного искусства, который пополняется работами ныне живущих художников и который в том числе поэтому в свое время стал привлекателен для высокосостоятельных клиентов, заинтересованных в диверсификации инвестиций.
Если же говорить о рынках «старых мастеров», импрессионистов, модернистов, то предложение в этих сегментах крайне ограниченно, цены крайне высоки, ликвидность очень зависит от личности художника, работы и ее провенанса. Скажем, если в аукционный дом на оценку принесут доселе невиданную работу «старого мастера», в биографии которой будет слепое пятно в промежутке между 1939 и 1946 годами, мало кто возьмет на себя ответственность выставить такую находку на торги — велика вероятность, что это нацистский трофей, что поднимает огромное количество этических вопросов. Чем же пополняется этот рынок, на котором, как мы увидели выше, то и дело случаются рекордные продажи ранее невиданных или считавшихся утраченными предметов искусства?
Правило трех D
У знатоков арт-рынка отскакивает от зубов правило трех D — death, debt, divorce («смерть, долги, развод»). Эти невеселые события человеческой жизни становятся основными причинами появления на аукционах уникальных полотен, уходящих с молотка за баснословные деньги. Безусловно, бывают и иные сценарии — например, дизайнеру Марку Джейкобсу надоела его имеющаяся арт-коллекция, он хочет собрать новую и выставляет 14 и 15 ноября 2019 года на аукцион все свое нью-йоркское собрание работ (интересно, что он скажет, к примеру, своей подруге художнице Элизабет Пейтон, для которой он много позировал, чьи работы он придирчиво собирал и с коллекцией работ которой он планирует хладнокровно расстаться). Но это скорее редкость.