7 смертных грехов как основа счастливой жизни
Пороки, которые мы выбираем: гнев, гордыня, праздность, алчность, сладострастие, чревоугодие, зависть. Все твои.
Давным-давно, когда Фрейд был еще маленьким, многие люди жили с осознанием своей греховности. Люди тогда вообще любили создавать себе неудобства, они даже не удосужились еще изобрести себе стиральные машины и анальгин. И каждый день начинали с того, что напоминали себе, до чего же они гадкие, порочные и ничего хорошего не заслуживающие.
А иногда они собирались вместе в таком большом доме с крестиком сверху, и специально обученный человек с трибуны рассказывал всем собравшимся, какие они жалкие личности. А они, вместо того чтобы всерьез обидеться, восторженно плакали и собирали деньги, чтобы купить этому неприятному человеку новую золотую шапочку.
Католический ученый-антрополог Луиджи Беллини сто лет назад выпустил объемный труд «Ветка яблони», в котором, анализируя природу греха и физиологию человека, доказывал, что каждому возрасту особенно свойствен тот или иной грех.
- До 5 лет — ЧРЕВОУГОДИЕ. Каждый уважающий себя ребенок с радостью обменяет душу на пакетик леденцов.
- 6-12 — ПРАЗДНОСТЬ. Учить уроки? Это так низменно…
- 13-25 — СЛАДОСТРАСТИЕ. И, главное, все возможности удовлетворять эти греховные инстинкты хоть десять раз в сутки. Было бы с кем.
- 26-40 — ГНЕВ. Мышечная масса достигла пика формы. Глупо не использовать ее по назначению.
- 41-55 — ГОРДЫНЯ. А зачем еще достигать положения в обществе, если не для того, чтобы все остальные делали тебе почтительные реверансы?
- 56-65 — ЗАВИСТЬ. Коровы у соседей все жирнее, жирнее… больно смотреть!
- Старше 65 — АЛЧНОСТЬ. Сколько-сколько, вы говорите, стоит этот плавленый сырок?!
Но наши предки вовсе не были такими уж законченными мазохистами, как может показаться на первый взгляд.
Просто таким образом они очень ловко боролись с тем, что в наше время называется психологическими проблемами. Причем, что характерно, обходились без психологов, горячих линий, антидепрессантов, книжек по НЛП и статей про снятие стресса из полезных журналов. А все почему? Потому что тогда дело борьбы с комплексами и психологическими травмами шло буквально на ура. И в этом очень помогала концепция смертных грехов.
Согласно этой концепции, любой человек от природы жуткая дрянь. После того как одна легкомысленная дамочка занялась сбором фруктов, не имея на то лицензии, все люди стали рождаться нафаршированными грехами по самые уши, а целью и смыслом существования любого стало безнадежно сражаться со своей греховностью каждую минуту своей жизни. Но бесы продолжали нас грызть, их гнусные рожи мелькали перед нами в каждом углу… Слаб человек, слаб!!!
Сегодняшние зоологи уверяют: то, что называли грехами, — это инстинкты, свойственные любому живому существу, прошедшему с большим или меньшим успехом мясорубку эволюции. Когда ты живешь в голом виде в диком лесу, где постоянно кого-то ловят, давят и едят, то без этих инстинктов ты не сможешь доковылять до ближайшего пенька, чтобы под ним укрыться, — сожрут.
Проблема только в том, что нынешний человеческий лес стал куда более цивилизованным и правила жизни тут слегка поменялись, а вот инстинкты остались прежними, доставшимися нам по наследству от ящеров и головоногих моллюсков. И они стали нам иногда здорово мешать. Раньше мы пытались справиться с ними церковным покаянием, длительными постами и молитвами, сейчас — счетами от психоаналитика.
Но сегодня нам в чем-то полегче. Люди религиозные уж слишком жестко обращаются со своими грехами: в идеале недоступная цель каждого христианина — истребить их до полного исчезновения. Что, с точки зрения психологов, совершенно неправильно. То есть, конечно, если речь идет не о лучшей жизни, а об этой, грешной. Для успешного существования греховные инстинкты по-прежнему нужны нам как воздух — главное, чтобы они были гармонично развиты и не выходили из-под твоего контроля. Как это сделать — читай дальше.
Изначальное состояние: гнев
Это всегда происходит внезапно: ты чувствуешь жар в щеках, сердце начинает работать с энтузиазмом взбесившегося отбойного молотка, а мир перед тобой сжимается в одну точку, по которой тебе нестерпимо хочется вмазать кулаком со всей дури. Вот тебе одна оторванная нога, вот тебе вторая, а теперь верни мне мои права и техпаспорт!
Превратившись в фабрику по производству чистого адреналина, ты неимоверно далек от голоса разума. Девушки аплодируют, жены уходят, а адвокаты сидят потом ночами над толстыми томами твоего дела, плача от усталости.
Идеальное состояние: смелость
Профессиональные боксеры хорошо знают: легко приходящие в ярость противники проигрывают, даже если они представляют собой конгломерат стальных мышц и их зовут Майк Тайсон. Человек в гневе теряет осторожность, техничность и умение грамотно просчитывать ситуацию. Он делает глупости, рискует и потом пьет шампанское, чтобы заглушить неприятное послевкусие чьего-то уха у себя во рту. Тем не менее совсем неагрессивный боксер — это нонсенс.
Воля к победе — любой, необязательно спортивной — во многом именно из агрессии и состоит. Готовность свернуть эту жизнь в бараний рог сделала человека человеком и помогла ему выжить: слабые погибали, отважные шли напролом. Даже христианские проповедники вынуждены были признать драгоценные свойства агрессии и написали немало трактатов о «священном гневе» и о том, чем он отличается от гнева обычного.