Петербургские «Кресты»
Известная сегодня главным образом по кинофильмам про «бандитский Петербург», эта тюрьма задумывалась как гордость отечественной пенитенциарной системы, а в итоге её название стало синонимом ужасающих условий. Имена арестантов «Крестов» вошли в учебники, а само здание является памятником архитектуры.
Архитектура реформ
В 1879 году в России было учреждено Главное тюремное управление Министерства внутренних дел, начавшее реформу тюремного дела. Старые места заключения были переполнены, содержание в них подвергалось критике. Для масштабной реконструкции тюремных зданий управление привлекло петербургского архитектора, чеха по национальности, Антония Томишко. В 1881 году его отправили «для изучения тюремной части» за границу, а в 1883 году академик архитектуры Томишко был назначен архитектором при тюремном управлении. На этом посту он создал проект уездной тюрьмы в Старой Руссе, ставший типовым: по нему в стране построили 22 тюрьмы. Томишко разрабатывал эскизы тюремной мебели, окон и дверей, оборудования ретирадных мест и тому подобное; был автором тюремного замка в Одессе. Ему принадлежал проект комплекса пересыльной тюрьмы в Петербурге, на реке Монастырке. Однако самой знаменитой работой Томишко стала Санкт-Петербургская краткосрочная одиночная тюрьма на Выборгской стороне.
Разработанная архитектором и специалистами тюремного управления программа новой тюрьмы опиралась на идею паноптикона и на филадельфийскую систему клеточного заключения, но без свойственных им крайностей. Основу тюремного комплекса составили два пятиэтажных арестантских корпуса, каждый в форме греческого креста. Отсюда и название тюрьмы, быстро ставшее официальным. Её программная вместимость составляла 1150 узников, из них для 950 предназначались одиночные камеры, а для 200 — общее содержание.
В комплекс вошли три больничных барака — городская тюремная больница — и долговая тюрьма, так что в итоге вместимость пенитенциария составила 1350 человек. Большое место в раскаянии и исправлении преступников отводилось религии — над всеми постройками возвышалась тюремная пятикупольная церковь на 400 человек, освящённая в июле 1890 года во имя святого Александра Невского. В здании располагались также административные помещения, школа и тюремная библиотека. Кроме того, на территории тюрьмы были дома для надзирателей, баня, кухня с пекарней, погреб, кузница и другие службы.
В мае 1884 года проект Томишко был утверждён государем. Стройка, на которой использовался труд заключённых, завершилась в конце 1889 года и обошлась казне почти в полтора миллиона рублей. Новая, самая большая в России одиночная тюрьма должна была стать образцовой. Выходившая на Неву постройка из красного кирпича с элементами византийского стиля украшала скучную застройку набережной. Тюрьма имела все современные удобства: центральное отопление, канализацию, водопровод и электрическое освещение (была устроена своя котельная с электрогенератором). Одиночные восьмиметровые камеры, каждая с маленьким окошком и с принудительной вентиляцией, выходили в просторные коридоры с асфальтовыми полами. В конце каждого из них находились уборные с ватерклозетами. Ещё лучше были условия в больничных корпусах. Бывший военный министр генерал Владимир Сухомлинов, благодаря хлопотам жены в ноябре 1917 года переведённый в «Кресты» из Петропавловки, вспоминал: «Я попал в светлое, сухое, тёплое, недавно построенное здание, с центральным отоплением, ванной комнатой с двумя прекрасными ванными, постоянно горячей водой и кухней в распоряжении заключённых».