5 знаменитых фокусов Гарри Гудини, секрет которых удалось раскрыть
Вот что профессор Воланд называл «сеанс черной магии с разоблачением!»
46 лет назад, в апреле 1974 года, мир застыл в ожидании великого срыва магических покровов: спустя 100 лет со дня рождения Эрика Вайса, больше известного как Гарри Гудини, должно было быть опубликовано его завещание, раскрывающее секреты знаменитых трюков. Многие газеты и журналы даже оставили пустые полосы, и, как оказалось, зря. Никакого завещания не было, и ни одна нотариальная контора о нем не слышала. Эту мистификацию окрестили последним фокусом Гарри Гудини.
Вместе с проектом «Секреты Гудини» на Discovery Channel рассказываем о пяти знаковых трюках, которые исследователям все же удалось постичь.
Слона-то я и не заметил
Задолго до того, как знаменитый бомбейский брамин (йог), сын Парвы, любимец Рабиндраната Тагора и жрец Иоканаан Марусидзе обещал всем желающим раздачу слонов, трюк с исчезновением этого животного проворачивал и Гудини. Всего несколько раз за свою карьеру, но эффект был настолько впечатляющим, что можно было не частить с ним.
Другие биографы и вовсе говорят, что трюк со слоном Гудини показывал только один раз. Но когда это биографы могли между собой договориться? Как бы то ни было, наибольшую известность получило выступление Гудини на ипподроме в Нью-Йорке в 1918 году.
Фокусник провел слона по кругу, предъявив его тем самым публике: вот он, живой, настоящий, весит под пять тонн, зовут Дженни, — а затем завел его в специальную клетку-загон. Ассистенты набросили на животное белое покрывало, Гудини выстрелил из пистолета, после чего двери вольера открылись, публика подалась вперед — и обнаружила, что обнаруживать нечего: слон исчез, причем за какую-то долю секунды.
Исследователи секретов Гудини полагают, что под белым покрывалом находилось еще одно — черное или же совпадающее по цвету с тканью, которой была занавешена задняя стенка вольера. Ассистентам надо было просто очень ловко накрыть слона, чтобы публика не заметила двойного слоя. Когда же Гудини стрелял из пистолета, зрители на секунду отвлекались (кто-то даже моргал от неожиданности). Этой заминки хватало, чтобы сдернуть белый покров: укрытый черной тканью слон сливался с окружающей средой как заправский десантник SAS или хамелеон.
При этом невозмутимость и спокойствие слона играли на руку Гудини: какая-нибудь белка-истеричка запорола бы все колдовство, начав метаться по вольеру. Современные фокусники, желающие потягаться с Гудини, вместо двойного покрывала используют систему хитрых зеркал, встроенных в прутья вольера, которые поворачиваются в момент выстрела и создают оптическую иллюзию. Читеры!
Выход через крышку
А уж таланту Гудини ловко выбираться из замкнутых пространств позавидовал бы заключенный «Алькатраса» и любой человек, застрявший в западне скучного разговора с малознакомым коллегой.
Освобождение от оков вообще было фишкой Гудини, на этом поле ему не было равных. Но публике нельзя давать скучать, поэтому иллюзионист придумывал все новые трюки, постоянно усложняя их. Один из самых зрелищных таких фокусов в его арсенале — освобождение из молочного бидона.
На сцену выносили большой бидон высотой около метра, спроектированный по чертежам Гудини. Любой желающий мог подняться на сцену, осмотреть его сверху до низу, простучать и прощупать вволю — словом, убедиться, что нет двойного дна или еще какого подвоха. Дальше резервуар заполняли водой, после чего фокусник протискивался внутрь.