Не день жестянщика. Почему 80% автосервисов в России разорятся через месяц
Карантин поставил под угрозу десятки тысяч компаний по ремонту автомобилей. Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» рассказывает, в каком состоянии находится рынок и что предпринимают его участники, чтобы выжить после кризиса.
По данным агентства Автостат, в нашей стране работают более 76 000 независимых автосервисов. Без учета самозанятых в нише трудоустроено более 2 млн человек. Общая емкость рынка составляет более 589 млрд рублей, а объем продаж автозапчастей уже превысил отметку в 1,3 трлн рублей.
Высокий сезон превратился в низкий
Одним из главных негативных факторов для рынка стало то, что пандемия пришлась на период повышенного спроса. Автосервисный бизнес, как и многие другие сферы услуг, характеризуется сезонностью. Резкий спад интереса к услугам СТО обычно наблюдается в январе-феврале. На февраль, по статистике, приходится повышение спроса на кузовной ремонт и ремонт двигателя (следствие аварий на зимних дорогах и неисправностей, вызванных низкими температурами), однако без крайней необходимости водители все же стараются дотерпеть с посещением автомастерских до весны. Второе снижение клиентского потока приходится на сезон летних отпусков, когда состояние дорог «прощает» мелкие неисправности.
Самые активные периоды в сфере — это март-апрель и октябрь-ноябрь, когда клиенты массово готовят автомобили к лету или зимним морозам. Исследования автосервисов говорят о том, что обычно в это время продажи увеличиваются на 30-50% от среднегодовых, но в этом году традиционного всплеска замечено не было.
Причины очевидны: существенно поднялся курс доллара относительно рубля, из-за чего сильно выросла стоимость запчастей, расходных материалов и шин. Это стало дополнительной головной болью как для автосервисов, так и для автовладельцев. Но главной проблемой для бизнеса стало введение режима самоизоляции — ведь СТО не могут оказывать услуги в удаленном формате. Из-за карантина клиенты не могут добраться до ремонтных точек, а большинство дистрибьюторов запчастей просто не работают. Неудивительно, что по данным исследований автосервисов, на первой неделе апреля выручка в среднем упала на 90%.