5 интересных художников из национальных тюркоязычных республик
Специально для «Сноба» команда музея современного искусства ZAMAN в Уфе рассказала о современных художниках из национальных тюркоязычных республик, за которыми стоит следить.
Музей современного искусства ZAMAN выстраивает свою деятельность на территории трех тюркоязычных национальных республик: Чувашской республики, Татарстана и Башкортостана. В территорию исследования музея входят Удмуртская республика, республика Марий-Эл, Самарская, Оренбургская и Челябинская области, а также Пермский край.
Определение «тюркский» не говорит о ценности и качестве художественных произведений, это не жанр. Но выбранные художники объединены схожим опытом жизни в национальных республиках. Так или иначе они в своей практике сталкивались при описании их работ с эпитетом «восточный», «национальный», «декоративный», призванным умалить ценность художественного высказывания в мире глобального искусства.
Полина Осипова
Объекты Полины Осиповой вырастали постепенно — сначала из любви и уважения к чувашской вышивке, затем через внимание к чувашскому костюму. Художница родилась в Чебоксарах: она проносит чувашскую культуру сквозь поколения, пропуская через себя образы из вышивки, ювелирных изделий, костюмов, фотографий. Полина уехала из Чебоксар после 9-го класса, в подростковом возрасте, но чувашский язык для нее остался очень дорог, поскольку она выросла в чувашеязычной семье. В своей кропотливой художественной практике, где медитативное занятие вышивкой сочетается с работой с металлическими деталями, Полина напоминает самой себе о трудностях национального контекста: прежде женщины вышивали при лучине, носили изделия из серебряных монет — и потому ее задача состоит не в реконструкции, а в интерпретации, постоянном напоминании, вшивании памяти в повседневность.