Как эволюционировал балетный костюм в России

Культура.РФИстория

История балетного костюма

Балетный костюм в России за 300 лет эволюционировал от кринолинов и камзолов до полупрозрачных трико и бандажей. Рассказываем, как появились первые юбки-пачки, кто из мужчин танцевал на пуантах и в каком балете артисты выступали в картонных коробках.

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
680.442
Лоран Карс. Танцовщица Мари-Анн де Камарго (фрагмент). С оригинала Николя Ланкре 1730 года. 1750–1753. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

Барочные наряды

Первые балеты в России не были самостоятельными представлениями. В XVII веке их показывали между актами драматической пьесы — сценами, или сеньями. Балеты тогда так и назывались — междусенья. Движения почти не отличались от элементов традиционных бальных танцев, а костюмы исполнителей по фасону напоминали обычные для того времени праздничные наряды. Отличала их только излишняя, «театральная» отделка: воланы, сборки и россыпь камней. Представления старались обставить помпезно, торжественно, с множеством декораций и передвижных элементов.

Для женских ролей, которые часто исполняли юноши, использовали длинные платья на специальном куполообразном каркасе и с несколькими подъюбниками, а для мужских — расшитые камзолы и панталоны. Танцовщики надевали модные в то время туфли на каблуках, делали высокие сложные прически и носили вычурные головные уборы.

Следуя придворному этикету, старательно и неловко шаркая ножками, танцовщицы выступали в длинных юбках, под которые пододевали каркасы, чтобы юбки распускались широким колоколом. Туфли на каблуках, тяжелые головные уборы, парики завершали неудобный костюм, сравнительно долго сдерживающий развитие техники танца. Искусствовед Татьяна Портнова. Из книги «Эволюция балетного костюма»

Костюмы часто не соответствовали ролям: художники создавали их, не зная содержания балета, телосложения актера и танца, который ему придется исполнять.

Первые костюмы для определенной роли появились в начале XVIII века, когда балет стал отдельным представлением. Усложнилась хореография, из-за этого мужские сценические одежды становились легче, а женские — еще и более открытыми.

Впервые укороченную юбку использовала в Париже в 1730 году французская танцовщица Мари-Анн Камарго. Новое платье открывало щиколотки балерины. Камарго дополнила свой танец двумя новыми элементами. В прыжке антраша балерина быстро перекрещивала ноги в воздухе, а в прыжке кабриоль — отводила ногу назад. Камарго гастролировала и на сцене Императорских театров, поэтому моду на подобные платья переняли русские танцовщицы.

Ампир

В начале XIX веке в моду вошел стиль ампир с легкими, полупрозрачными платьями. Танцовщицы стали отказываться от стягивающих корсетов, которые мешали движениям. Громоздкие костюмы на кринолинах сменились струящимися сценическими нарядами, которые шили по подобию древнегреческих одеяний — туник. Туфли на каблуках постепенно заменили сандалиями на манер древнеримских или атласной обувью на плоской подошве. Ее крепили на ногах с помощью длинных изящных лент — так появились пуанты.

Балерина Мария Данилова в роли Психеи в балете Шарля Дидло «Амур и Психея». Изображение: musicseasons.org

В костюмах в стиле ампир выступала известная русская балерина Евдокия Истомина, которой посвящал строки Александр Пушкин.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Александр Пушкин. Из романа «Евгений Онегин»

Самым успешным балетом с участием Истоминой стал спектакль «Зефир и Флора», где танцовщица сыграла богиню цветов. Его поставил в 1818 году балетмейстер Шарль Дидло. Истомина танцевала в пышном платье — но без кринолина — и с цветочным венком на голове.

Балерина Евдокия Истомина в роли Флоры в балете Шарля Дидло «Зефир и Флора». Изображение: 7iskusstv.com

Главные партии в балетах Дидло исполняла и другая балерина — Мария Данилова. В спектакле с ее участием, «Амур и Психея», впервые появились сложные механические декорации. Тогда художники создали платье, в котором спрятали специальное крепление: с помощью тросов балерину поднимали над сценой. По одной из версий, это платье стало причиной ее гибели. Во время репетиций механизм дал сбой — тросы резко натянулись, и Данилова получила травму.

Истоминой и Даниловой приписывают первый на русской сцене танец на пальцах ног.

Первая пачка и танцы на пуантах

Со временем костюмы становились еще более открытыми. В наряде, который сегодня принято называть пачкой, впервые станцевала итальянка Мария Тальони в 1832 году. Пачка представляла собой многослойную юбку, закрепленную на корсаже. Корсаж застегивали сзади на крючки и затягивали лентами. Юбку шили из воздушной ткани или марли.

Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: allposters.com

В пачке Тальони сыграла роль Сильфиды в одноименном балете на сцене Гранд-Опера. Хоть наряд и прикрывал колени балерины, первое время его считали неприлично коротким. Пачки использовали и в России, в романтических балетах Мариуса Петипа. Балетмейстер усовершенствовал хореографию в спектаклях: добавил сложные прыжки, вращения — пируэты, фуэте. Юбки стали еще короче.

Тогда же, в «Сильфиде», Тальони впервые показала танец на пуантах — для этого туфли снабдили твердым носком с плоским окончанием. Балерины поднимались на кончики пальцев и до Тальони, но именно она продемонстрировала цельную композицию, а не отдельные элементы. В 1839 году танцовщица вместе с отцом, балетмейстером Филиппо Тальони, приехала в Петербург. За два года в России она выступила в 105 балетах.

Литография деревни. Мария Тальони в роли Сильфиды. Изображение: balet.academic.ru

На пуанты в XIX веке вставали и мужчины. Подобные элементы демонстрировал танцовщик Николай Домашев в балете Хосе Мендеса «Приключения Флика и Флока». Спектакль показывали в 1888–1889 годах на сцене Большого театра.

Авангард и современные костюмы

В начале XX века балетные наряды стали еще смелее. В 1911 году танцовщик Вацлав Нижинский впервые вышел на сцену в облегающем трико. Это стоило ему должности в Императорском театре: императрица Мария Федоровна присутствовала на балете и оскорбилась внешним видом премьера.

Для балета «Парад» в антрепризе Сергея Дягилева в 1917 году Пабло Пикассо создал наряды из картонных коробок разных цветов. Такое одеяние позволяло танцовщикам совершать минимум движений — и весьма примитивных. Премьера балета прошла со скандалом, некоторые зрители даже выкрикивали «Смерть русским!». Для главного героя в балете Артюра Онеггера «Икар» Сальвадор Дали предложил костыль вместо крыла и муху на проволоке вместо головного убора. Однако балетмейстер Серж Лифарь, который ставил спектакль, отказался от этой идеи в пользу более лиричного костюма.

Пабло Пикассо. Костюмы для балета Сергея Дягилева «Парад». Фото: legacy-time.ru

Балерины облачались и в привычные пачки, и в смелые стилизованные наряды — восточные костюмы в «Шахеразаде» Николая Римского-Корсакова, этнические комплекты в «Весне священной» Игоря Стравинского.

Позже чем техничнее становился танец, тем проще одевали танцовщиков. В балетах Джорджа Баланчина, которые отличались сложной хореографией и высоким темпом, балерины и солисты облачались в обтягивающее трико. Сам балетмейстер говорил: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно».

Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». 1949. Москва. Фото: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа Арт Музей, Москва

Во второй половине XX века на европейской сцене и в США мужчины могли выступать в одном бандаже, который больше походил на нижнее белье. «Невозвращенец» Рудольф Нуреев в спектакле «Спящая красавица» в Национальном балете Канады и вовсе предстал обнаженным в одной из сцен. В СССР выходили на сцену в бандаже, трико и штанах-ватонах или кюлотах, которые обтягивали только бедра. Открытые мужские костюмы можно было увидеть в балете «Спартак» — танцовщики выступали в набедренных повязках и с элементами доспехов.

В наши дни костюмеры не ограничиваются определенным фасоном, но в классических балетах используют традиционные костюмы.

Марис Лиепа в роли Красса в балете Юрия Григоровича «Спартак». 1970-е. Фото: Юрий Садовников / Мультимедиа Арт Музей, Москва

В «Лебедином озере» и «Спящей красавице» балерины танцуют в коротких пачках. Вид юбки зависит от роста танцовщицы, длины ее ног и их формы. Пачка может быть плоской и держаться параллельно полу, а может быть с пышным низом и слегка опущена. В «Шопениане» или «Сильфидах» по-прежнему выходят на сцену в «шопенках» — воздушных пачках ниже колен. Пышную юбку до колена можно увидеть и в «Жизели», а Джульетту из «Ромео и Джульетты» танцуют в хитоне — струящемся однослойном платье. Мужские партии в классических балетах исполняют в трико и колете — верхней части костюма. Колет застегивается сзади, но иногда, чтобы он не расстегнулся, его зашивают прямо на артисте.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 интересных фактов об Анне Павловой 10 интересных фактов об Анне Павловой

Мы собрали 10 фактов из жизни одной из самых известных балерин XX века

Культура.РФ
IPO с нулевой суммой IPO с нулевой суммой

Кто платит за праздник доходностей на рынке первичных размещений

Forbes
Почему евреи мигрировали в США и стали важной частью американской культуры Почему евреи мигрировали в США и стали важной частью американской культуры

Миграция евреев в США оказала значительное влияние на развитие культуры

ТехИнсайдер
Химерные крысы произвели мышиные сперматозоиды Химерные крысы произвели мышиные сперматозоиды

Создание химерных животных позволит поддерживать численность вымирающих видов

N+1
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
В чем секрет обаяния? В чем секрет обаяния?

Что же такое обаяние? И как им обзавестись?

Esquire
Постсоветская эстетика, эпатаж модной индустрии и новая жизнь Balenciaga: что нужно знать о дизайнере Демне Гвасалии Постсоветская эстетика, эпатаж модной индустрии и новая жизнь Balenciaga: что нужно знать о дизайнере Демне Гвасалии

Что стоит знать о Демне Гвасалии

Esquire
Наследник без престола Наследник без престола

Долгие годы Павел ждал корону, являясь законным наследником трона

Дилетант
Как же построить Россию без Путина? Ответ на колонку Геворга Мирзаяна о «трагедии ошибок» и «либерале Гозмане» Как же построить Россию без Путина? Ответ на колонку Геворга Мирзаяна о «трагедии ошибок» и «либерале Гозмане»

Леонид Гозман о «дискредитации всех российских либералов перед выборами»

СНОБ
Больше 80% россиян хотят получать корпоративную пенсию, но лишь 18% знают, что это такое. А вы в курсе? Больше 80% россиян хотят получать корпоративную пенсию, но лишь 18% знают, что это такое. А вы в курсе?

Рассказываем, что такое корпоративные пенсионные программы

СНОБ
Телескоп Gaia отыскал у скопления Гиад два приливных хвоста Телескоп Gaia отыскал у скопления Гиад два приливных хвоста

Однако открытие еще необходимо подвердить

N+1
Наночастицы против рака: прорыв в онкологии Наночастицы против рака: прорыв в онкологии

Как онкологи синтезируют наночастицы, которые позволяют удалять опухоль

Популярная механика
Голодные нормы Голодные нормы

Как зимой 1930 коммунисты собирались принимать раскулаченных в Северном крае

Дилетант
Том Холланд: «Я похудел, чтобы приблизиться к образу человека, который в отчаянии и предпочитает героин здоровому питанию» Том Холланд: «Я похудел, чтобы приблизиться к образу человека, который в отчаянии и предпочитает героин здоровому питанию»

Том Холланд — о новой роли в фильме братьев Руссо «По наклонной»

Esquire
Соло для скрипки. Посвящается Ольге Яковлевой Соло для скрипки. Посвящается Ольге Яковлевой

Эссе Сергея Николаевича об одной из культовых фигур российского театра 60–70х гг

СНОБ
B-мезон предпочел распадаться на электроны вместо мюонов B-мезон предпочел распадаться на электроны вместо мюонов

Нарушен принцип универсальности ароматов лептонов

N+1
На 180 градусов На 180 градусов

Рестораны Москвы за 15 лет кардинально изменились

Grazia
Лучше, чем жизнь Лучше, чем жизнь

Традиционно самыми ресурсоемкими считались спецэффекты для кино

Популярная механика
Лучшие игры внутри самих игр Лучшие игры внутри самих игр

Казалось бы — глупо заходить в игру, чтобы в ней найти другу игру, поменьше

Maxim
Журналистки Саша Сулим и Таисия Бекбулатова — о том, как разговаривать с маньяками и рассказывать их истории Журналистки Саша Сулим и Таисия Бекбулатова — о том, как разговаривать с маньяками и рассказывать их истории

Интервью скопинского маньяка Виктора Мохова Ксении Собчак породило дискуссию

Esquire
Антонио Бандерас: «Я никогда не витал в облаках» Антонио Бандерас: «Я никогда не витал в облаках»

Антонио Бандерасом — о том, каково это, быть успешным и знаменитым

Maxim
Как сельский учитель Дмитрий Давыдов за 11 дней снял фильм «Пугало» и стал звездой кинофестивалей Как сельский учитель Дмитрий Давыдов за 11 дней снял фильм «Пугало» и стал звездой кинофестивалей

Дмитрий Давыдов уверен — успех якутского кино кроется в характере его создателей

Forbes
Джедаи в мире зубов: 5 преимуществ использования флоссов и ирригаторов Джедаи в мире зубов: 5 преимуществ использования флоссов и ирригаторов

Плюсы зубной нити и ирригатора: рассказываем, что это вообще такое и зачем нужно

Playboy
Из кожи вон Из кожи вон

Акне уже давно перестали быть проблемой подростков

Лиза
Счастье на чужбине: Курникова, Водянова и другие звезды в браках с иностранцами Счастье на чужбине: Курникова, Водянова и другие звезды в браках с иностранцами

Разные языки, обычаи и культура не преграда для настоящих и искренних чувств

Cosmopolitan
Побороть дракона… и хорошенько выспаться Побороть дракона… и хорошенько выспаться

Как «приручить» преграды на пути от «хочу» до «делаю»

Psychologies
Норвежские корни, Jay-Z и основатель Twitter: история музыкального сервиса Tidal, который снова поменял владельца Норвежские корни, Jay-Z и основатель Twitter: история музыкального сервиса Tidal, который снова поменял владельца

История Tidal: норвежский сервис, вышедший на рынок США

VC.RU
5 жутких вещей, которые лунатики могут делать во сне 5 жутких вещей, которые лунатики могут делать во сне

Залезть на крышу — это еще безобидное развлечение лунатиков

Maxim
Что делать, если вас все время перебивают Что делать, если вас все время перебивают

Из-за чего собеседник вас перебивает и как изменить ситуацию?

Psychologies
«Трудности перевода»: чешские лыжи, страшные волки и мой неудавшийся роман «Трудности перевода»: чешские лыжи, страшные волки и мой неудавшийся роман

Одна из таких трагикомичных историй про разницу менталитетов

Psychologies
Открыть в приложении