Норвежские корни, Jay-Z и основатель Twitter: история музыкального сервиса Tidal, который снова поменял владельца
В 2015 году музыкант Jay-Z купил стриминговый сервис Tidal за $56 млн. А через шесть лет продал его основателю и гендиректору Twitter Джеку Дорси — уже за $297 млн.
История Tidal: норвежский сервис, вышедший на рынок США
Будущие создатели Tidal Йорген Адольфссон, Кристер Монссон и Клас Халлквист в 1995 году работали в шведском операторе связи Europolitan. В 1998-м Адольфссон и Монссон узнали о новой для того времени технологии WAP (Wireless Application Protocol). Она позволяла загрузить любой цифровой контент на телефон, если на нём установлен WAP-браузер.
Изучив возможности новой технологии, они покинули Europolitan и основали собственную компанию Aspiro. C 1998 года она продавала мобильным операторам пакеты WAP-услуг: интерактивные игры, гороскопы и рингтоны для телефонов.
В 2010 году Aspiro вместе с сетью музыкальных магазинов Platekompaniet и телекоммуникационной компанией Telenor запустила музыкальный сервис WiMP.
Музыка в нём была доступна в форматах AAC+64 и AAC+256 (для высокого качества). В это же время Spotify, ближайший конкурент WiMP, транслировал музыку с более высоким битрейтом, но в другом аудиоформате — 320 кбит/Ogg Vorbis.
К 2011 году WiMP работал в четырёх странах — Норвегии, Дании, Швеции и Португалии. Число пользователей на тот момент достигло 300 тысяч.
В 2012 году WiMP запустился в Польше, а количество его платных подписчиков (без учета пробных подписок) возросло в пяти странах до 350 тысяч человек. Кроме того, сервис заработал и на спутниковом телевидении — как опция норвежского провайдера Canal Digital. В качестве дополнительной услуги WiMP предлагали и мобильные операторы.
Начиная с 2013 года, WiMP кодировал треки в формате AAC+96 с битрейтом 96 кбит/с, MP3 256, FLAC и AAC с битрейтом 320 кбит/с. Это позволило WiMP продавать музыку более высокого качества, чем у конкурентов.
Другие компании тоже запускали похожие сервисы, но у них были ограничения. Например, приложение Deezer Elite от компании Deezer работало только с оборудованием Sonos.
В 2014 году количество платных подписчиков составило 512 тысяч человек. Подписку WiMP покупали «более взрослые и состоятельные люди», чем аудитория Rdio и Spotify, утверждали в компании. Клиентам важно было качество звука, а не цена.
Чтобы продвигать сервис в других европейских странах и США, в этом же году Aspiro заключила сделки с местными телекоммуникационными компаниями.
В переводе с английского слово «wimp» означает «тряпка, зануда», поэтому на новом рынке WiMP запустился как Tidal. Учётные записи пользователей при этом работали в обоих сервисах.