Шпана, гопники, хулиганы: как кинематограф работает с темой «пацанства»
В словарном значении «пацан» связан с термином «подросток», а на жаргоне «пацан» — малолетний преступник или представитель молодежной группировки. Быть «настоящим пацаном» считается почетным, а слово пацана бесценно и нерушимо. Пацанская стилистика давно и плотно пробралась не только в нашу жизнь, но и на большой экран. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как с темой «пацанства» работает кинематограф и какие этапы эволюции она прошла.
Истоки
Первое упоминание слова «пацан» относится еще к 20-м годам прошлого века, но широкое распространение в советской литературе термин получил только в эпоху оттепели — 1960-е. Тогда же пацаны пробрались и на большой экран: в 1966 году вышла картина «Республика ШКИД», разбирающаяся в образе малолетних обездоленных пацанов. В перестроечные 1980-е вышел «Курьер», главный герой которого не то чтобы уличный бандит и беспризорник, но своего рода сирота при живых родителях. Выпускник Иван бесцельно слонялся по московским улицам, не имея ни малейшего представления о том, кем хочет стать, когда вырастет, и каким может быть его будущее. Жизнь не представляла для него интереса ни в каком другом смысле, кроме гедонического. Иван был отражением целого поколения людей, чья юность выпала на эпоху глобальных перемен: что было раньше, перестало существовать, а что будет дальше, никто не знал.
Приблизительно в то же время вышла картина «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева про героя, состоявшего в «стае волков» — группировке уличных хулиганов. Они навязывают другим свой порядок, но главный герой Арлекин в определенный момент вступает в конфронтацию со «стаей». Если сперва ему хотелось быть частью группы, чтобы обрести цель, теперь он понимает, что цель находится за пределами группировки, в рамках которой он существовал. Вторая половина 1980-х вообще оказалась «пацанским» временем в кино: кинематографисты бросились изучать новое поколение героев. Один за другим вышли «Кто, если не мы» Валерия Приемыхова про уличных гоп-стопников, док Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?», посвященный проблемной молодежи, и взявшая каннский приз драма «Замри-умри-воскресни!» Виталия Каневского — про трудовой лагерь в конце 1940-х, обитателями которого становятся двое подростков.
За несколько лет до этого вышла драма «Пацаны» Динары Асановой, которая на протяжении своей карьеры исследовала героев подобного толка и часто снимала фильмы на неуютные, замалчиваемые в обществе темы. Например, про распад советской семьи, считавшейся эталонной («Жена ушла»), про инаковость мысли в структуре, не допускающей отклонения от общего курса («Ключ без права передачи»), социальную разлаженность («Милый, дорогой, любимый, единственный…»). Фильм «Пацаны» выстраивается вокруг группы неблагополучных подростков, которым противостоит огромный мир взрослых. Юные герои сталкиваются с одиночеством, непониманием, брошенностью тех, кто должен их направлять и поддерживать. Это был киношный пацанский образ, лишенный романтизации, но наделенный сочувствием.