Театр без вывески. Как белорусский фильм о женской тюрьме попал в номинацию на «Оскар»
Претендент на «Оскар» в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший документальный фильм» Анастасия Мирошниченко настаивает: ее фильм «Дебют» вовсе не о тюрьме, как может показаться на первый взгляд. Forbes Woman поговорил с ней о белорусском кино, перспективах ее картины за рубежом и фильме «Дылда» Кантемира Балагова, выдвинутом на главную кинопремию от России
Железная клетка, штампованная униформа, массивные ворота. Все это вы ожидаете увидеть, когда слышите — «фильм о женской колонии». И все это в нем есть. Но несмотря на то, что российскому зрителю тема может показаться поднадоевшей, мировое сообщество взволновано ей не на шутку: фильм «Дебют» белорусского режиссера Анастасии Мирошниченко попал в лонг-лист премии «Оскар». Как это случилось и что будет дальше, рассказывает сама Мирошниченко.
Беларусь и «Оскар». Долгожданная встреча
В новости о выдвижении вашего фильма на «Оскар» российского зрителя больше всего интересует то, что фильм этот из Беларуси. Нам из яркого современного кинематографа вашей страны известен разве что «Хрусталь» Дарьи Жук (фильм, номинированный от Беларуси на «Оскар» в прошлом году — впервые за последние 20 лет — прим. Forbes Woman). О документальном кино и вовсе практически ничего не слышали. Что происходит в белорусском кинематографе сейчас?
Над белорусским кино сейчас работает так называемая «новая волна режиссеров»: упомянутая вами Дарья Жук, Андрей Кутило, Влада Сенькова, Никита Лаврецкий и другие. Молодые режиссеры перестали ждать, что что-то изменится, и стали сами что-то менять. Поэтому мы постоянно ездим на питчинги, участвуем в фестивалях, в числе которых, например, IDFA — «Канны для документалистов». Радует, что это сказывается и на отношении внутри нашей страны — люди перестали стесняться обсуждать отечественное кино и чаще ходят на сеансы.
А о какой «привычной» ситуации в белорусском кинематографе идет речь?
Большая часть фильмов после распада СССР создается на базе киностудии «Беларусьфильм» при финансовой поддержке Министерства культуры. Независимому кинематографисту попасть в штат киностудии и получить финансовую поддержку очень сложно. Но даже если это удается, сталкиваешься с новой проблемой: «Беларусьфильм» — очень неповоротливая бюрократическая система, а в кино, как и в любом искусстве, да и в самой жизни сейчас, все движется с огромной скоростью.
Вот молодые режиссеры и создали себе «коридор в мир».
Да, можно и так сказать. Международные питчинги и фестивали действительно помогают. Иностранные коллеги хотя бы знают, что в Беларуси тоже есть кино, и у него есть лица. А для режиссера главное — получить возможность высказаться, и чтобы его высказывание нашло своего зрителя.
О фильме
Фильм «Дебют» — это о жизни в тюрьме или о чем-то другом?
Если говорить о сюжете, то это фильм о театре в женской колонии, в котором заключенные готовятся к дебюту на сцене профессионального областного театра. Он снят в формате длительного наблюдения. Я бы сказала, что он не о колонии и не о театре, а о жизни.
То есть можно сказать, что это просто хроника одной колонии?
И да, и нет. В фильме нет постановочных кадров — все что вы видите, происходило на самом деле. Но все-таки от хроники «Дебют» отличается, потому что мы пытались заглянуть во внутренний мир наших героев. Для этого мы долгое время снимали все подряд и ждали, когда они привыкнут к нам и к камере, перестанут цензурировать себя. А еще во время съемок мы использовали хорошую оптику, которая позволяла стоять от объекта очень далеко, а снимать его очень крупно. В результате даже разговоры, происходившие на очень отдаленном от камеры расстоянии, в фильме выглядят так, будто героев снимают в упор. Так что все, что вы видите — реальная действительность.
Как вы нашли идею фильма?
Театр в женской колонии города Гомеля существует уже более десяти лет. Мне то и дело попадалась информация о нем — то в публикациях, то в телесюжетах. В 2008 году я впервые задумалась о фильме, но решилась сделать шаг только в 2013-м. Тогда я позвонила в администрацию колонии, но мне сказали, что проект «Театр в тюрьме» приостановлен, и неизвестно, возобновит ли он работу. Уже после «Перекрестка» (документальный фильм Анастасии Мирошниченко о бездомном художнике — прим. Forbes Woman), в 2015-м, мне на глаза попалась статья о том, что режиссер собирается поставить новый спектакль. И тут я уже подумала — «сейчас или никогда».