10 дней молчания и медитации: что можно узнать о себе?
«Я начал чувствовать запахи, которые не чувствовал раньше. Понял, что в прошлой жизни был заключенным, которого осудили за рукоприкладство». Разработчик сайтов Александр Хлебодаров десять дней соблюдал обет молчания и практиковал випассану. О сложностях, которые пришлось преодолеть, открытиях и опасностях слишком глубоких погружений в медитацию он рассказал психологу Екатерине Счасной.
Когда Александр сказал, что отправляется в подмосковный Центр випассаны Дхамма Дуллабха, чтобы принять обет молчания на 10 дней, меня это заинтриговало. Вспомнился фильм «Ешь. Молись. Люби», в котором героиня Джулии Робертс в части «Молись» отправилась медитировать в Индию. В фильме те, кто принял обет молчания, надевали специальные таблички с надписью «I am in silence». Дословно переводится: «Я в тишине».
Но это фильм, а здесь реальный человек, который разговаривает с тобой на одном языке и готов поделиться ощущениями от полученного опыта. Может рассказать, что чувствует тот, кто погружается на 10 дней в молчание и медитирует. Меня интересовало все, начиная от организации процесса в целом, заканчивая тем, какие глубинные изменения произошли с ним за эти десять дней.
Psychologies: С чего все началось? Что побудило участвовать в десятидневной медитации и принять этот обет?
Александр Хлебодаров: Четыре года назад я впервые узнал про медитацию и технику випассана от друга. К тому времени он прошел этот курс и с воодушевлением рассказал мне об опыте. Я был в шоке. Заинтересовался темой медитации и стал узнавать о ней из разных источников. Но медитировать начал спустя три года. Сначала по 10-15 минут несколько раз в неделю, потом 30 минут ежедневно. Меня это умиротворяло. Я сидел, следил за дыханием, отвлекался на мысли, замечал это и опять возвращался к дыханию. Через несколько месяцев пришло понимание, что теперь я готов, хочу отправиться на этот курс и научиться чему-то большему в медитации. К тому времени многие друзья там побывали.
Как в этом центре все устроено?
Есть несколько корпусов: столовая, мужской корпус, женский корпус, технические помещения. Все комфортно, есть отопление, электричество, вода. Мы жили в комнатах по четыре человека. Каждая кровать отгорожена занавеской. Как только прибыли, у нас забрали телефоны, чтобы не было никакой связи с внешним миром, накормили ужином. Перед сном состоялась полуторачасовая медитация, на которой все приняли обет молчания.
Они это называют «соблюдать Благородную Тишину». Нельзя разговаривать друг с другом и вообще никак контактировать с другими участниками (ни глазами, ни звуками, ни жестами, ни записками). Можно обращаться только к учителю в отведенные для вопросов часы и к организаторам по бытовым вопросам.
С женщинами мы встречались только в общем зале медитации. Это был большой зал, разделенный широким проходом на две части. Слева сидели мужчины, справа женщины. Сегрегация полов — одно из правил, которые нельзя нарушать.
Были еще какие-то предписания?
Необходимо воздерживаться от:
- убийства живых существ;
- воровства;
- лжи;
- приема любых опьяняющих веществ;
- всех видов сексуальной активности и чувственных развлечений.
Для старых участников, которые на этом курсе не первый раз, действовали дополнительные правила:
- воздерживаться от приема пищи после полудня;
- не спать на высоких, слишком мягких кроватях;
- не использовать украшения.
Как были одеты люди?
В обычную повседневную одежду. Странно был одет только учитель. Он приехал из Индии, и на нем были национальные одеяния.
Как проходил ужин?
Прием пищи происходил так: все приходят в столовую, встают в очередь. Стоят чаны с едой. Например, в одном чане может быть суп, в другом рис, в третьем — хлеб, приправы и чай. Можно использовать только одну миску и одну ложку. Я накладывал еду поочередно: положил в миску рис, съел и налил туда же суп. На ужин только фрукты и чай. Но в целом еда была разнообразная. Меня поначалу преследовало ощущение, что ее мало, хотя всегда хватало. И никто не ограничивал, можно было брать добавку сколько угодно раз. Но ощущение, что могу остаться голодным, у меня было. Я сначала переедал. Потом приноровился, ел в меру.
В какое время вы вставали утром? Был какой-то распорядок дня?