Три вида эмпатии: в чем разница и как их освоить
Обычно мы говорим об эмпатии как о единственном качестве, подразумевая умение сопереживать людям. Но психологи выделяют три вида сочувствия. Они важны в человеческом взаимодействии, и каждому из них можно научиться.
Мы часто слышим, что миру не хватает эмпатии, вы наверняка замечали ее недостаток. Руководитель не может найти общий язык с командой и наоборот. Мужья и жены не понимают друг друга, родители забыли, что значит быть подростком, дети не видят, как о них заботятся. Мы сетуем, что люди не считаются с нашим мнением и чувствами, но поступаем точно так же.
С одной стороны, чтобы понять, что чувствуют остальные и почему действуют определенным образом, нужно время и усилия. Мы не особенно стремимся растрачивать ресурсы на всех подряд. К тому же проявлять сочувствие нелегко, даже если хочется.
С другой стороны, мы должны научиться, иначе рискуем испортить отношения. Привычка цепляться к недостаткам перерастает в психическое и эмоциональное противостояние. Каждый держит противника под прицелом, проблемы сохраняются, и надежды на примирение нет. Если кто-то решится проявить сочувствие, замкнутый круг разорвется. Человек, которого поняли, чаще всего отвечает взаимностью и делает шаг навстречу. Какой итог? Созданы доверительные отношения, где обе стороны готовы верить друг другу на слово и прощать промахи.
Что это такое и как развить?
Эмпатию описывают по-разному, зависит от того, у кого спрашивать. Большинство согласятся с определением: «Эмпатия — это способность понимать и разделять мысли или чувства окружающих». Чтобы чувствовать и проявлять ее, необязательно переживать то же, что и остальные. Это означает стремление лучше разобраться в людях, побывать на их месте.
Психологи Дэниел Гоулман и Пол Экман выделяют три вида этой способности.
Когнитивная эмпатия — способность понять, что чувствуют люди и почему так думают. Благодаря ей мы становимся отличными переговорщиками, потому что умеем подавать информацию так, чтобы ее восприняли другие.