Интервью скопинского маньяка Виктора Мохова Ксении Собчак породило дискуссию

EsquireОбщество

Журналистки Саша Сулим и Таисия Бекбулатова — о том, как разговаривать с маньяками и рассказывать их истории

Мария Мартынова, Константин Строкольский

Интервью скопинского маньяка Виктора Мохова Ксении Собчак породило дискуссию: этично ли давать слово насильнику, особенно когда он бравирует совершенными злодеяниями, как правильно рассказывать настолько тяжелые и шокирующие истории и в чем задача журналиста, работающего с подобным материалом? Esquire поговорил об этом с журналистками Таисией Бекбулатовой и Сашей Сулим, а также с редактором Павлом Пряниковым.

22 марта на YouTube-канале Ксении Собчак вышел фильм «Разговор на свободе» о скопинском маньяке Викторе Мохове, который 3,5 года года удерживал в бункере на территории своего участка двух несовершеннолетних девушек, избивал их и насиловал. В начале марта Мохов вышел на свободу после 16 лет и 10 месяцев колонии.

В фильме Мохов озаботился будущим одной из своих жертв — Елены Самохиной. "От меня родила и больше не рожает. Надо опять мне заняться ею", — сказал он. На вопрос Собчак, считает ли он себя плохим человеком, Мохов ответил: "Ну, оступился немножко, с кем не бывает?" — и добавил, что ему "по кайфу" внимание СМИ и общества, которое он получает после освобождения.

Слова скопинского маньяка проверят в СК по поручению главы ведомства Бастрыкина и после жалобы депутата Оксаны Пушкиной, это поддержала и сама Собчак.

Выход фильма породил дискуссию: надо ли давать слово человеку, осужденному за такое преступление? Не легитимизирует ли беседа с Моховым его фигуру в информационной сфере, особенно если учитывать, что он не раскаялся и даже пригрозил снова «заняться» одной из своих жертв? Как правильно рассказывать истории маньяков и почему убийцы становятся поп-культурными героями?

Мы поговорили об этом с журналистами: Таисией Бекбулатовой — автором расследования "Дорога в Аскиз" про маньяка из Абакана Дмитрия Лебедя, который убивал и насиловал женщин на протяжении пяти лет (по этому тексту продюсерская компания Александра Роднянского «Нон-стоп продакшн» снимет сериал), Сашей Сулим — автором книги «Безлюдное место» про ангарского маньяка Михаила Попкова, жертвами которого стали 77 женщин, и редактором Павлом Пряниковым.

Саша Сулим, журналист, автор книги «Безлюдное место» об ангарском маньяке Михаиле Попкове

Я слежу за тем, что делает Ксения Собчак, и за ее каналом — в основном из любопытства и потому, что у них довольно большие просмотры. К выпуску про скопинского маньяка у меня было особое отношение: во-первых, это вышло в линейке документальных фильмов — а я на канале “Редакции” как раз занимаюсь этим направлением. Во-вторых, Ксения упомянула меня в описании к выпуску и дала ссылку на мой фильм. Фраза "Что позволено Сулим, не позволено Собчак" из ее поста в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) не могла не привлечь моего внимания.

При просмотре я испытывала чувство отвращения к Мохову. Если у Ксении была задача показать, насколько он неприятный человек, то она, наверное, ее достигла. Мы действительно видим, что он не раскаялся, что у него отсутствует эмпатия, он совсем не понимает тяжести того преступления, которое совершал на протяжении почти четырех лет.

Я бы не стала говорить, что Ксения его оправдывает. Такое впечатление могло возникнуть из-за того, что она дала слишком много экранного времени маньяку и слишком мало — второй стороне (жертвы, следователь, адвокаты, которые защищают женщин и выступают за борьбу с домашним насилием). Конечно, нас всех будоражит вопрос, почему люди становятся маньяками: они выглядят, как наши соседи, но при этом совершают немыслимые поступки.

Абсолютно нормально искать причины, почему преступление имеет место быть. Но мы, как журналисты, не должны ставить на этом точку, чтобы у людей не возникала стыдливая мысль, что “вообще-то я его понимаю”. Именно поэтому очень важен контекст: подобные истории — да и вообще любые истории — нужно писать исходя из контекста, не ставя в центр одного героя (в нашем случае маньяка), а показывать картину целиком, уделять большое внимание жертвам, остальным причастным к этой истории. Именно этого мне не хватило в работе Ксении, и в этом заключается кардинальное различие наших фильмов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Сотворение мира Сотворение мира

Сколько на свете людей, столько и способов быть счастливыми

Cosmopolitan
Бренды образования: как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться Бренды образования: как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться

Почему не стоит гнаться за престижным образованием

Forbes
Если у близкого человека психоз: что нужно знать родным и друзьям Если у близкого человека психоз: что нужно знать родным и друзьям

Как поддержать близкого, страдающего от психозов?

Psychologies
Почему полеты в космос настолько дорогие? Почему Почему полеты в космос настолько дорогие? Почему

Отвечаем на 15 базовых вопросов о космосе

Esquire
Coursera выходит на IPO: насколько выгодна эта инвестиция Coursera выходит на IPO: насколько выгодна эта инвестиция

Образовательная технологическая компания Coursera подала заявку на IPO

Forbes
Зрители выбрали самые популярные песни советского кино Зрители выбрали самые популярные песни советского кино

Эти песни из советских фильмов стали самыми популярными в России

Psychologies
Трагедия изумрудного острова Трагедия изумрудного острова

Население Ирландии сократилось почти на треть после голода в середине XIX века

Дилетант
«‎Задачи политизировать премию не было». Члены экспертного совета премии «Белый слон‎»‎ о ссоре с Союзом кинематографистов и фильмах Навального как новой документалистике «‎Задачи политизировать премию не было». Члены экспертного совета премии «Белый слон‎»‎ о ссоре с Союзом кинематографистов и фильмах Навального как новой документалистике

Почему в России возник раскол в кинематографе из-за фильмов Алексея Навального?

СНОБ
Как проходят уроки литературы в школах Как проходят уроки литературы в школах

Отрывок из книги Риммы Раппопорт «Читай не хочу»

СНОБ
Ольга Бузова: «Мое место никто не займет» Ольга Бузова: «Мое место никто не займет»

Ольга Бузова рассказала о том, как относится к денежным подаркам

ЖАРА Magazine
Партнер пропал без объяснений: как себя вести, если вы стали жертвой гостинга Партнер пропал без объяснений: как себя вести, если вы стали жертвой гостинга

Как быть, если партнер ушел по-английски, не прощаясь?

Psychologies
Текстиль, подушки, цветы: что поможет сделать дом уютнее Текстиль, подушки, цветы: что поможет сделать дом уютнее

Как улучшить домашнее пространство, используя подушки, пледы, цветы и картины

РБК
«Науку в России делают женщины». Трансплантолог о своей работе «Науку в России делают женщины». Трансплантолог о своей работе

Женщина-трансплантолог о науке, своей работе и биотехнологиях

СНОБ
Топ-10: лучшие оригинальные романтические комедии Netflix, которые ты не видела Топ-10: лучшие оригинальные романтические комедии Netflix, которые ты не видела

Ромкомы от Netflix, которые действительно стоит посмотреть!

Cosmopolitan
Психопат и полицейский в детсаду: любимые роли Деппа, Монро и других звезд Психопат и полицейский в детсаду: любимые роли Деппа, Монро и других звезд

Любимые роли актеров: о них вы, возможно, даже не слышали

Cosmopolitan
Не молчи: 17 отличных тем для разговора с девушкой, которые помогут узнать друг друга Не молчи: 17 отличных тем для разговора с девушкой, которые помогут узнать друг друга

О чем можно поговорить с девушкой, которая тебе нравится

Playboy
Что делать, если тянет на духовные практики, и почему тебе не нужны «инстагуру» Что делать, если тянет на духовные практики, и почему тебе не нужны «инстагуру»

Можешь ли ты оформить свой интерес к духовным практикам самостоятельно?

Cosmopolitan
Факты о фильмах «Люди в черном», которые не стереть из памяти Факты о фильмах «Люди в черном», которые не стереть из памяти

«Люди в Чёрном» — первый комикс Marvel, экранизацию которого полюбили в России

Maxim
«Трудности перевода»: чешские лыжи, страшные волки и мой неудавшийся роман «Трудности перевода»: чешские лыжи, страшные волки и мой неудавшийся роман

Одна из таких трагикомичных историй про разницу менталитетов

Psychologies
В любых долгосрочных отношениях есть эта сложная фаза. Как ее пережить? В любых долгосрочных отношениях есть эта сложная фаза. Как ее пережить?

Какой этап отношений дается партнерам сложнее всего?

Psychologies
«Люди людей еши» «Люди людей еши»

Неурожайные года и голод на Руси

Дилетант
Право на восхождение Право на восхождение

Рождаемся мы личностью или становимся?

Psychologies
Сельдерей заслуживает хлопот! Сельдерей заслуживает хлопот!

Вы любите сельдерей?

Наука и жизнь
Сказка — ложь Сказка — ложь

Gucci и русский фольклор

Grazia
«Запас карман не тянет»: как подстраховаться на случай кризиса «Запас карман не тянет»: как подстраховаться на случай кризиса

Что делать и чего категорически делать не надо, если вы хотите подстраховаться

Psychologies
Жажда правды Жажда правды

Журналистское расследование, открывшее миру голодомор

Дилетант
Вакуум живота: техника, советы начинающим, видео Вакуум живота: техника, советы начинающим, видео

Кому подходит упражнение вакуум и как правильно его выполнять?

РБК
История и традиции кавказской кухни История и традиции кавказской кухни

Подборка рецептов традиционных кавказских блюд, которые можно приготовить дома

Культура.РФ
Простуда или поллиноз? Простуда или поллиноз?

Как отличить весеннюю аллергию на цветущие растения от обычной простуды?

Лиза
Открыть в приложении