«Курганец-25»: главные особенности бронемашины
9 мая 2015 года по Красной площади впервые прошли бронированные машины – «Курганец-25». Их появление означает принципиально новый этап векового развития отечественных боевых машин.
Выделим главную характеристику — машины семейства «Курганец-25» заметно тяжелее своих предшественников. БМП-1, в 1965 году положившая начало новому классу — боевых машин пехоты, весила 13 т. Ее преемница БМП-2 к 1980 году прибавила в весе до 14 т. БМП-3 весила уже почти 19 т. А базовая масса машин класса «Курганец-25» должна уложиться в 25 т, как понятно из названия. Поищем в истории отечественной оборонной техники массу, близкую к «Курганцу-25». Вот она, 25 600 кг. Мы находим ее в документе под названием «Альбом фотографий и характеристика танка Т-34». ХПЗ, 1940 год. Случайное совпадение? Вряд ли… Природа имеет вполне определенные законы, и техника, в том числе военная, создается на их основе. Какую задачу решали конструкторы танка Т-34? Создать машину, неуязвимую для огня стрелкового оружия, осколков и массовых противотанковых орудий. Стрелковое оружие — это, скажем, пулеметы калибра 12,7 мм, например американский Browning M2.
Противотанковые пушки в 1940 году — это германские 37-мм Pak 35/36 и 50-мм Pak 38, 25-мм французские пушки фирмы Hotchkiss, 37-мм польские орудия, производимые по лицензии фирмы «Бофорс». Все они оказались малоэффективными против брони Т-34. Посмотрим на пушечное вооружение возможных противников «Курганца-25»: американская БМП M2 Bradley с 25-мм пушкой M242 Bushmaster; германская БМП Marder с 20-мм с Rheinmetall Rh 202, перспективная германская БМП Puma с 30-мм Rheinmetall MK-30.
Огневой вал
Давайте опять обратимся к военной истории, на этот раз — к истории артиллерии. Возьмем мемуары маршала артиллерии Константина Петровича Казакова — «Огневой вал наступления». Огневой вал — фирменный прием из спецтактики отечественной артиллерии. Суть его в создании перед фронтом наступающих подразделений и частей сплошной огневой завесы из разрывов артиллерийских снарядов, перемещаемой по мере продвижения наших войск. Для успеха пехота должна идти как можно ближе к огневому валу. Так, чтобы успеть занять позиции противника, пока он еще оглушен и испуган, пока прячется в блиндажах от осколков и взрывной волны. Идти, прижимаясь к танкам. Только вот какая беда — снаряд в полете подвержен различным физическим факторам, которые, собравшись числом более семи, образуют статистический нормальный закон распределения. При огневом вале стреляют сотни орудий — снаряды пойдут во взболтанной атмосфере, по которой гуляют сверхзвуковые скачки уплотнения. Так что характеризующий точность стрельбы параметр КВО, круговая величина отклонения, определяет лишь статистику, размер круга, в который — при соблюдении требований математического закона больших чисел — ляжет половина снарядов. А другая половина ляжет вне его.
Поэтому масса новых бронемашин семейства «Курганец-25» — это самый важный параметр: именно он определяет возможность наделения их броней, обеспечивающей противоосколочную защиту. А современные снаряды, снаряженные предварительно сформированными поражающими элементами, всякими там стрелками (как в нашем 3Ш2 или американском XM580E1), дают осколки совсем не такие, как артиллерийские гранаты 1940-го. В результате мотострелки обретают защиту от неприцельного огня на уровне экипажей танков, что дает возможность в полной мере воспользоваться преимуществами огневого вала.
Там, где комбайн не пройдет
Но почему это не делали раньше? Обычно это объясняют необходимостью аэротранспортабельности. Мол, машину тяжелее 20 тонн невозможно перебросить по воздуху, и это-то все определяло. На самом деле причина не в этом, а в оперативно-тактической подвижности. Представим себе, что мотострелковое подразделение должно своим ходом выйти в какой-либо район. Знаете, даже если машины умеют плавать и двигаться по грунту, лучше все же двигаться к месту по дорогам, а реки преодолевать по мостам. Даже плавающим бронемашинам лучше выходить на рубеж атаки по дорогам и мостам, приберегая движение по воде для крайней нужды. А вот мосты. Мало было у нас в сельской местности в 1960-е мостов, способных выдержать вес тяжелых боевых машин. Энергонасыщенной сельхозтехники большой массы не было, не было и тяжелых автопоездов. Так что, подняв тогда вес БМП или БТР до современных величин конструктора резко ограничили б тактическую подвижность – машинам пришлось бы идти по немногочисленным мостам большой грузоподъемности, или ждать, пока саперы наведут переправу… Сейчас же ситуация иная – комбайн с жаткой весит тонн двадцать; машины, перевозящие намолоченное им зерно – тонн 45. Так что, вес «Курганца-25» вполне соответствует современной отечественной инфраструктуре, даже внутрихозяйственным дорогам приличных аграриев.