Курганец-25 — принципиально новый этап векового развития боевых машин России

Популярная механикаОбщество

«Курганец-25»: главные особенности бронемашины

9 мая 2015 года по Красной площади впервые прошли бронированные машины – «Курганец-25». Их появление означает принципиально новый этап векового развития отечественных боевых машин.

Михаил Ваннах

Выделим главную характеристику — машины семейства «Курганец-25» заметно тяжелее своих предшественников. БМП-1, в 1965 году положившая начало новому классу — боевых машин пехоты, весила 13 т. Ее преемница БМП-2 к 1980 году прибавила в весе до 14 т. БМП-3 весила уже почти 19 т. А базовая масса машин класса «Курганец-25» должна уложиться в 25 т, как понятно из названия. Поищем в истории отечественной оборонной техники массу, близкую к «Курганцу-25». Вот она, 25 600 кг. Мы находим ее в документе под названием «Альбом фотографий и характеристика танка Т-34». ХПЗ, 1940 год. Случайное совпадение? Вряд ли… Природа имеет вполне определенные законы, и техника, в том числе военная, создается на их основе. Какую задачу решали конструкторы танка Т-34? Создать машину, неуязвимую для огня стрелкового оружия, осколков и массовых противотанковых орудий. Стрелковое оружие — это, скажем, пулеметы калибра 12,7 мм, например американский Browning M2.

Противотанковые пушки в 1940 году — это германские 37-мм Pak 35/36 и 50-мм Pak 38, 25-мм французские пушки фирмы Hotchkiss, 37-мм польские орудия, производимые по лицензии фирмы «Бофорс». Все они оказались малоэффективными против брони Т-34. Посмотрим на пушечное вооружение возможных противников «Курганца-25»: американская БМП M2 Bradley с 25-мм пушкой M242 Bushmaster; германская БМП Marder с 20-мм с Rheinmetall Rh 202, перспективная германская БМП Puma с 30-мм Rheinmetall MK-30.

b72f8a1db1b0a823a9e9fe19aeb3e2de.jpg

Огневой вал

Давайте опять обратимся к военной истории, на этот раз — к истории артиллерии. Возьмем мемуары маршала артиллерии Константина Петровича Казакова — «Огневой вал наступления». Огневой вал — фирменный прием из спецтактики отечественной артиллерии. Суть его в создании перед фронтом наступающих подразделений и частей сплошной огневой завесы из разрывов артиллерийских снарядов, перемещаемой по мере продвижения наших войск. Для успеха пехота должна идти как можно ближе к огневому валу. Так, чтобы успеть занять позиции противника, пока он еще оглушен и испуган, пока прячется в блиндажах от осколков и взрывной волны. Идти, прижимаясь к танкам. Только вот какая беда — снаряд в полете подвержен различным физическим факторам, которые, собравшись числом более семи, образуют статистический нормальный закон распределения. При огневом вале стреляют сотни орудий — снаряды пойдут во взболтанной атмосфере, по которой гуляют сверхзвуковые скачки уплотнения. Так что характеризующий точность стрельбы параметр КВО, круговая величина отклонения, определяет лишь статистику, размер круга, в который — при соблюдении требований математического закона больших чисел — ляжет половина снарядов. А другая половина ляжет вне его.

Поэтому масса новых бронемашин семейства «Курганец-25» — это самый важный параметр: именно он определяет возможность наделения их броней, обеспечивающей противоосколочную защиту. А современные снаряды, снаряженные предварительно сформированными поражающими элементами, всякими там стрелками (как в нашем 3Ш2 или американском XM580E1), дают осколки совсем не такие, как артиллерийские гранаты 1940-го. В результате мотострелки обретают защиту от неприцельного огня на уровне экипажей танков, что дает возможность в полной мере воспользоваться преимуществами огневого вала.

ffd9ee7f566abd2c45df3bb66bbc528b.jpg

Там, где комбайн не пройдет

Но почему это не делали раньше? Обычно это объясняют необходимостью аэротранспортабельности. Мол, машину тяжелее 20 тонн невозможно перебросить по воздуху, и это-то все определяло. На самом деле причина не в этом, а в оперативно-тактической подвижности. Представим себе, что мотострелковое подразделение должно своим ходом выйти в какой-либо район. Знаете, даже если машины умеют плавать и двигаться по грунту, лучше все же двигаться к месту по дорогам, а реки преодолевать по мостам. Даже плавающим бронемашинам лучше выходить на рубеж атаки по дорогам и мостам, приберегая движение по воде для крайней нужды. А вот мосты. Мало было у нас в сельской местности в 1960-е мостов, способных выдержать вес тяжелых боевых машин. Энергонасыщенной сельхозтехники большой массы не было, не было и тяжелых автопоездов. Так что, подняв тогда вес БМП или БТР до современных величин конструктора резко ограничили б тактическую подвижность – машинам пришлось бы идти по немногочисленным мостам большой грузоподъемности, или ждать, пока саперы наведут переправу… Сейчас же ситуация иная – комбайн с жаткой весит тонн двадцать; машины, перевозящие намолоченное им зерно – тонн 45. Так что, вес «Курганца-25» вполне соответствует современной отечественной инфраструктуре, даже внутрихозяйственным дорогам приличных аграриев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Старение — это эволюционная ошибка. Ученые уверены, что его можно избежать Старение — это эволюционная ошибка. Ученые уверены, что его можно избежать

Старение — естественный процесс или ошибка?

Популярная механика
Что делать, если вас все время перебивают Что делать, если вас все время перебивают

Из-за чего собеседник вас перебивает и как изменить ситуацию?

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Камера не лжет: 10 фотографий призраков, которым до сих пор нет объяснения Камера не лжет: 10 фотографий призраков, которым до сих пор нет объяснения

Порой призраки охотно позируют перед фотографами в самых неожиданных ракурсах

Cosmopolitan
Светлана Устинова: «Меня окружают красивые люди» Светлана Устинова: «Меня окружают красивые люди»

Светлана Устинова — о своей роли, подругах и хейтерах

Cosmopolitan
Предел совершенству Предел совершенству

Мы можем становиться иными... Но до какого предела?

Psychologies
Бьюти-гид для ленивых: 10 секретов быстрого ухода за собой Бьюти-гид для ленивых: 10 секретов быстрого ухода за собой

Быстрее, проще, эффективнее — стань красивее, пока играет любимая песня!

Cosmopolitan
Кино на выходные: пять отличных фильмов про дизайн Кино на выходные: пять отличных фильмов про дизайн

Пять актуальных картин про дизайн, на которые не жалко потратить выходные

Seasons of life
Ипотека: как поплывем? Ипотека: как поплывем?

Ипотека по плавающим ставкам не столь опасна для заемщика, как кажется

Эксперт
Делаем черную икру своими руками: веганский рецепт за 10 минут (к блинам — идеально) Делаем черную икру своими руками: веганский рецепт за 10 минут (к блинам — идеально)

На вкус и цвет эта веганская икра как настоящая!

Playboy
Mazda CX-30. Матрёшка на максималках Mazda CX-30. Матрёшка на максималках

Почему маркетологи Mazda сделали ставку на кроссовер CX-30

4x4 Club
«Бабуля, садись!»: позволим детям взрослеть «Бабуля, садись!»: позволим детям взрослеть

Хотите, чтобы дети выросли успешными и счастливыми?

Psychologies
Хотите стать счастливее? Каждый день отвечайте себе на 2 простых вопроса Хотите стать счастливее? Каждый день отвечайте себе на 2 простых вопроса

Благодаря этой практике жизнь вскоре изменится к лучшему

Psychologies
Стефано Канали, генеральный директор Canali Стефано Канали, генеральный директор Canali

Как мягкость и комфорт стали главными словами в моде

Esquire
5 мифов о маммопластике 5 мифов о маммопластике

Правда и мифы об увеличении груди

Cosmopolitan
Как казахский железнодорожник стал мировой звездой: история Иманбека Зейкенова Как казахский железнодорожник стал мировой звездой: история Иманбека Зейкенова

Еще совсем недавно имя Иманбека Зейкенова вам вряд ли о чем-то сказало бы

Cosmopolitan
Спаржа Спаржа

Готовьтесь, в апреле начинается сезон спаржи

Здоровье
Сломанная шея и порез артерии: жуткие трагедии на спортивных соревнованиях Сломанная шея и порез артерии: жуткие трагедии на спортивных соревнованиях

Трагедии, которые случились с этими спортсменами, по-настоящему шокировали

Cosmopolitan
Обиженная коварными мужчинами Анжелика: любовные трагедии Мишель Мерсье Обиженная коварными мужчинами Анжелика: любовные трагедии Мишель Мерсье

Мишель Мерсье вошла в историю кинематографа как одна из самых красивых актрис

Cosmopolitan
Вылет из гнезда в утренние часы не повысил выживаемость птенцов лазоревок Вылет из гнезда в утренние часы не повысил выживаемость птенцов лазоревок

Склонность покидать гнездо утром связана с динамикой развития птенцов

N+1
Мудборд: как носить кожаные куртки — берем пример с Дэвида Боуи, Марлона Брандо и Брэда Питта Мудборд: как носить кожаные куртки — берем пример с Дэвида Боуи, Марлона Брандо и Брэда Питта

Кожаная куртка — самый мужественный вариант верхней одежды

Esquire
Уже не девочки: трансформация Бритни Спирс, Рианны, Алсу и других поп-принцесс Уже не девочки: трансформация Бритни Спирс, Рианны, Алсу и других поп-принцесс

С чего начинали наши любимые поп-певицы и какими они стали сейчас?

Cosmopolitan
Физики подтвердили существование оддерона Физики подтвердили существование оддерона

Физики доказали важное следствие квантовой хромодинамики

N+1
Космическая рыбалка: как поймать нейтрино в байкальской воде Космическая рыбалка: как поймать нейтрино в байкальской воде

В Байкале был запущен телескоп, который сможет больше рассказать о космосе

Forbes
С меня хватит С меня хватит

Как научиться выпивать осознанно

GQ
До последнего вздоха: как психолог Ирвин Ялом переживает смерть жены До последнего вздоха: как психолог Ирвин Ялом переживает смерть жены

Ирвин Ялом изучал смерть, но оказался не готов к уходу самого близкого человека

Reminder
Связь с будущим Связь с будущим

Как проложить путь в будущее через околоземное пространство

Esquire
Могла ли женщина быть вождем в Бронзовом веке: новое исследование древних захоронений Могла ли женщина быть вождем в Бронзовом веке: новое исследование древних захоронений

В некоторых древних общинах статус вождя и военначальника могла играть женщина

Популярная механика
Тектоника собственных границ: зачем нам нужны общение и общность Тектоника собственных границ: зачем нам нужны общение и общность

Как мы ищем путь к другим, а на самом деле — к самим себе

РБК
Эмоциональная независимость: как избавиться от желания угодить всем Эмоциональная независимость: как избавиться от желания угодить всем

Как тревога заставляет нас действовать не в наших интересах

Reminder
Открыть в приложении