Жоан Рока — об ужине для Элтона Джона, звездах «Мишлен» и счастье шефа
В Москве побывал один из лучших шеф-поваров мира Жоан Рока. Мы поговорили с ним об особенностях испанской кухни, Владимире Мухине и соленьях.
Жоан Рока — один из трех знаменитых братьев Рока, совладелец ресторана El Celler de Can Roca (3 звезды «Мишлен» и 2 место в рейтинге The World's 50 Best Restaurants) и сети кафе-мороженых Rocambolesс Gelateria. Ему было всего 9 лет, когда он решил надеть фартук и помочь матери по дому и в семейном традиционном ресторане в Жироне. Сегодня Жоан Рока руководит собственным проектом и входит в десятку лучших шеф-поваров мира по версии журнала Le Chef. Занимается педагогической деятельностью, читает лекции в Гарварде и носит звание почетного профессора Университета Жироны, участвует в различных национальных и международных университетских программах. В 2016 году братья Жоан, Жозе и Жорди Рока были награждены Почетной золотой медалью в области изящных искусств Королевского дома Испании. А еще два года подряд (2017–2018 гг.) Жоан Рока получал награду «Лучший шеф-повар» премии The Best Chef Awards.
— Несколько раз ваш ресторан занимал первые места в списке The World’s 50 Best Restaurants. Как вы думаете, почему испанцы всегда в первой тройке?
— Ну прежде всего, Испания — неповторимая территория с развитыми гастрономическими традициями, на которые повлияло соседство Средиземного моря и Атлантического океана. В нашей культуре остались следы многих древних цивилизаций и исторических традиций. Другой важный момент заключается в том, что в культурном коде нашего народа заложено наслаждение едой и привычка общения с друзьями и близкими за обеденным столом. В этом мы схожи с Францией, мировым гастрономическим лидером. Эта страна оказала огромное влияние на культуру питания. Мы очень многому научились у французских поваров, особенно в том, что касается техники готовки. Но, переняв их приемы, мы оглянулись и поняли, что у нас есть много чего своего, ведь у Испании — огромное культурное наследие. И его нужно было использовать.
— Мне кажется, что некоторое время назад в Испании появилось целое поколение людей, увлеченных гастрономией. Согласны?
— Да, за последнее время у нас появилось много талантливых поваров. Мы победили, потому что нам нечего было терять. Мы пробовали новые подходы, рисковали и придумывали совершенно невероятные вещи. В результате, во взаимодействии собственных культурных традиций и техник, заимствованных из французской гастрономии, у нас получилось создать новую испанскую кухню. И весь мир с интересом стал смотреть на нас.
— За кем сейчас, по вашему мнению, следует молодое поколение поваров?
— Думаю, за лидерами. В первую очередь, это Ферран Адриа, который был первопроходцем в деле развития новой испанской кухни. Потом к нему присоединились талантливые шефы Страны Басков и Каталонии, а сейчас еще и повара Андалусии и Мадрида, прежде очень консервативные и не слишком склонные к экспериментам. На сегодняшний день на всей территории Испании масса талантливых шефов с новыми идеями.
— Вы приехали в Москву на образовательный гастрономический конгресс. В чем главная цель этого события?