Тайные знаки Одинcccа
С точки зрения современной науки, контуры знаков в алфавитах сложились по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывается их очертание, или из наблюдения за естественными узорами камней, зверей, насекомых, деревьев. Особенно же часто в различных мифологических системах знаки письма отождествляются с образом дерева. С Мировым древом мусульманские поэты сравнивали Коран, уподобляя его буквы листьям, а перевязи слов – ветвям. Созерцание теней деревьев натолкнуло китайского мудреца Фу Си на создание знаменитых триграмм. Из переплетающихся между собой букв состоит Мировое дерево Липи-Тару в индийском тантризме. Мотивы священного дерева, листья которого покрыты письменами, распространены в буддизме.
С деревом Иггдрасиль связана и руническая письменность, постигнутая божеством, которого готы и вандалы называли Вотаном, а скандинавы Одином. В древнеисландских сагах повествуется, что величайшее таинство письма открылось Одину, когда, пронзенный собственным копьем, он девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. За этот подвиг он и получил в награду рунические знаки:
Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки…
(«Старшая Эдда»)
Руническая система письменности появилась в I—II столетии у одного из многочисленных древнегерманских народов, населявших север Европы. «Германцами», как следует из «Записок о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря, кельты называли рослых и воинственных соседей, с отрядами которых римским легионерам пришлось столкнуться в сражениях в Галлии. А благодаря описанию древнеримского историка I века н. э. Корнелия Тацита известно даже, как выглядели германцы: «Жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела…».
Тациту принадлежит и первое описание рунических знаков, которые древние германцы использовали для магических ритуалов и гадания: «Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, – глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками».
Подобная практика применения рунического письма нашла отражение и в лексике германских языков. Так, слово buchstabe, первоначально означавшее «буковая палочка», в современном немецком языке сохранилось в названиях «буква» и «книга».
В древности рунические знаки, которым приписывались некие мистические свойства, использовали преимущественно в прорицании будущего и культовых ритуалах, и знание их составляло профессиональную тайну жрецов, обладавших большой властью внутри германских общин. Само название рун является производным от готского слова runa – «тайна».
Память о рунах как о волшебных знаках сохранилась в германо-скандинавском сказании о валькирии Брунгильде, помощнице бога Одина, открывающей их силу отважному воину Сигурду:
Вырежь руны победы,
Если ты хочешь одержать победу.
Одни из них вырежь на рукояти меча,
Другие на поверхности клинка его.
Вырежь те руны, что против бури,
Если ты хочешь уберечь свой корабль
от крушения.
Одну из них вырежь на его
носовой части,
Другие на поверхности руля его.
Вырежь руны познания,
Если ты хочешь отличаться умом…
Позднее, когда с развитием торговых связей германцев со средиземноморскими народами возникла необходимость записывать нужную информацию, рунические знаки десакрализировались и были преобразованы в алфавит, получивший название «футарк» – по первым шести знакам рунического ряда: феху, уруз, турисаз, ансуз, райдо, кано (f, u, th, а, г, с). Древнейший его общегерманский вариант, или «старший футарк» насчитывал 24 руны, которыми обозначались как отдельные звуки, так и целые понятия, и цифры. Направление письма было произвольным: слева направо, сверху вниз и наоборот. Отдельные слова иногда разделялись точками, но также можно было писать их слитно – жесткого правила не существовало. Нередко рядом с письменными сообщениями вырезались различные символы – солярные, трикветры, пентаграммы, спирали, в христианские времена – кресты. Надписи украшались сложными орнаментальными мотивами – звериными, ленточными, растительными.
В IV—VI веках руническое письмо бытовало наряду с готским, находившимся с рунами в близком родстве. Большой восточногерманский союз племен готов, расселившийся со скандинавского полуострова Сконе вначале на южном побережье Балтийского моря, а затем и по всей Европе, в свое время играл столь значительную роль, что гуманисты эпохи Ренессанса даже обвиняли их в разрушении античной цивилизации. Готы первыми из германских племен приняли христианство, а готский епископ Вульфила (318—388) специально составил азбуку для перевода на готский язык Библии, так как руны, ассоциировавшиеся с язычеством, по мнению «апостола готов», были нежелательны для священных текстов. Основой нового письма стал греческий унциальный алфавит IV века с добавлением некоторых знаков из латинского. Для обозначения особенностей готской фонетики Вульфила прибавил к нему буквы, заимствованные из рунической системы. Названия букв готской азбуки также происходят от названий рун.
Просуществовав чуть больше двух веков, изобретение Вульфилы было вытеснено латинским алфавитом, но переведенное под его руководством Четвероевангелие – уникальный «Codex Argenteus» VI века, написанный золотыми и серебряными чернилами на пурпурном пергаменте, дошел до нашего времени и хранится сейчас в университетской библиотеке шведского города Упсала.