На приеме у античных врачей
Люди античной эпохи высоко ценили здоровье, считали его одной из главных предпосылок счастливой жизни. «В здоровом теле здоровый дух», – выразил это отношение к собственному телу древнеримский поэт Ювенал. Споры шли вокруг того, что считать здоровьем, как его сохранить и как вернуть. Если здоровье человека вдруг пошатнулось, помочь ему могли медики. Уровень развития античной медицины был сравнительно высок, и работа у врачевателей не переводилась.
Чем болели в древности?
Именно с тех давних времен врачи привыкли мыслить категориями «природа заболевания», «причина заболевания», «симптоматика». Тогдашние медики первыми разработали методику лечения многих болезней, ставили изощренные медицинские эксперименты, детально диагностировали недуги. Тогда же стали закладываться теоретические и этические основы современной медицины, на которые мы опираемся и поныне.
Впрочем, лечение было еще сродни лотерее. Смертность в ту эпоху была очень высока. Инфекционные заболевания буквально выкашивали людей, поскольку эффективных лекарств против них не имелось. По этой причине множество людей умирало от малярии, туберкулеза, тифа, чумы.
Разумеется, тогдашние врачи лишь на глазок определяли, чем болен человек. Они доверялись своему опыту и смутным, интуитивным ощущениям, появившимся при осмотре больного.
Список возможных недугов был не слишком широк. Тогдашние «болезни» были скорее собирательным понятием, объединявшим сразу несколько заболеваний, близких по своему характеру и симптоматике. Вот самые распространенные из них: «горячка», «паралич», «водянка», «лунатизм».
У каждого из перечисленных выше заболеваний имелся ряд симптомов. Едва ли не самым распространенным диагнозом в те времена была «горячка».
Как отмечает немецкий теолог Райнхард фон Бендеман в работе «Исцеления Иисуса и античная медицина», греческие и римские врачи, посещая богатых пациентов, особенно любили поставить им подобный диагноз (R. v. Bendemann. «Die Heilungen Jesu und die antike Medizin», 2014). Это была, можно сказать, благородная болезнь, сопровождавшаяся жаром.
Что касается «парализованных» – людей, которые по некой причине лишились возможности двигаться или нормально владеть какой-либо частью тела, – их заболевания могли быть вызваны не только физиологическими нарушениями (последствиями травм костей, связок, сухожилий или же инсультом), но и действием, так сказать, «сатанинских» сил, от которых надо было «освободить» больного.
«Лунатиками» же, по мнению историков медицины, называли тогда людей, страдавших эпилепсией. «По древним представлениям, это заболевание вызывалось луной» (В. Н. Кузнецова. «Евангелие от Матфея. Комментарий», 2002).
Средняя продолжительность жизни во времена того же Ювенала была очень невысока. Многие люди умирали, не дожив и до сорока лет. Им приходилось трудиться, не жалея себя, тогда как условия работы были – не в пример нынешним – крайне тяжелыми.
Например, немало людей гибло или получало страшные увечья на строительных работах, поскольку там не соблюдалась никакая техника безопасности труда.
В Римской империи, разумеется, не велась статистика заболеваемости и смертности, но картина, очевидно, была удручающей.
Раскопки, проводившиеся в торговом городе Остия, неподалеку от Рима, показали следующее: примерно три четверти похороненных здесь людей на момент смерти не достигли даже тридцати лет.
Мы не говорим уже о том, что многие дети умирали, едва родившись, или погибали при родах. Их смерть даже не учитывалась в этой статистике.
Смертельно опасны были и те заболевания, что излечиваются сегодня без труда. Многие люди тогда жестоко страдали, например, от камней в мочевом пузыре или почках. Античные врачи почти ничем не могли помочь этим несчастным, мучимым адской болью. Если они и пытались решительно справиться с этой напастью, то подчас только вредили пациенту.
Так, древнеримский ученый Авл Корнелий Цельс (25 до н. э. – 50), автор трактата «О медицине» (в восьми книгах), рассказал о том, как врачи посредством операции удаляли у пациента камень, находившийся в мочевом пузыре, «Операция опасна, поэтому с ней никоим образом не следует спешить». Проводить ее решено было «лишь при наличии такой боли, что ее невозможно успокоить лекарствами», иначе промедлением можно погубить пациента. Во время операции несколько помощников держали ноги пациента и его самого, а врач, пальцами нащупывая камень и проталкивая его к низу живота, выполнил лунообразный надрез в промежности пациента, чтобы извлечь наконец инородное тело, не вызвав у больного ни кровотечений, ни судорог («О медицине», кн. VII, гл. XXVI).
Зрелище это было не для слабонервных, да и непонятно, зажила ли у этого человека рана, нанесенная ему настырной старательностью медиков. Современные правила гигиены тогда не соблюдались, поскольку никакого понятия о них еще не было. Врачи подчас успешно проводили хирургические операции, но их пациенты могли умереть от заражения крови и других осложнений, вызванных незнанием основ гигиены.
Никто, разумеется, тогда не слыхивал о мельчайших живых организмах, вызывающих инфекционные заболевания, хотя древнегреческий философ Демокрит к тому времени уже предположил, что существуют крохотные неделимые частицы вещества – атомы.
Сами по себе врачи могли соблюдать некоторые придуманные ими гигиенические меры, совершая буквально ритуальные омовения больного и его пострадавших или оперированных участков тела – омывая их, например, уксусом. Это порой не избавляло больного от послеоперационного сепсиса. В грязной комнате не бывает идеально чистой пяди пространства.
Вот почему в древности люди подчас заболевали по-настоящему лишь, когда обращались к врачу и в процессе лечения заражались у него какой-либо серьезной инфекцией, иронично замечает немецкий историк медицины Кристиан Шульце, автор книги «Цельс» (C. Schulze. «Celsus», 2001).
Сегодня, две тысячи лет спустя, массовое распространение внутрибольничных инфекций (ИСМП, инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи) по-прежнему убивает пациентов, которых, казалось бы, почти успешно вылечили врачи. Во время недавней пандемии многие больные в ковидных госпиталях стали жертвами именно таких инфекций, а вовсе не ковида.
Что умел Эскулап?
В античную эпоху люди, пожалуй, побаивались врачей, недолюбливали их – не верили им. Тем больше изумления вызывали, что тогда, что сейчас, те загадочные целители, что способны были одним наложением рук, внимательным взглядом, звуками голоса исцелять некоторых больных. Таких целителей часто почитали, в отличие от врачей. В борьбе с недугами многие люди в те времена обращались к самозваным целителям, разъезжавшим по стране, веруя в то, что боги наделяют некоторых избранников особыми способностями, позволяющими врачевать.