Рельсовый городской транспорт — оптимальный вариант для беспилотного движения

МонокльHi-Tech

Когда трамвай поедет сам

Рельсовый городской транспорт — оптимальный вариант для перевода на беспилотное движение. Однако процесс тормозится отсутствием нормативной базы

Николай Ульянов

Генеральный директор компании «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин считает, что прогресс не остановить

В России набирают популярность трамваи, оснащенные цифровыми помощниками водителя, которые созданы на основе элементов искусственного интеллекта.

На рынке даже говорят о негласной конкуренции между Москвой и Санкт-Петербургом в области трамвайного движения. И если Москва сумела раньше серьезно обновить свой парк, то Санкт-Петербург делает ставку на подвижной состав, наделенный «умом и сообразительностью». Впрочем, пока до действительно беспилотного общественного транспорта мы не доехали.

О преимуществах и будущем беспилотных трамваев мы поговорили с генеральным директором компании «ПК Транспортные системы» Александром Дубровкиным.

— В вашем автомобиле есть автопилот?

— Есть круиз-контроль. Но я, по большому счету, этой функцией не пользуюсь, потому что я считаю, что лучше контролирую ситуацию, когда сам давлю на газ и совершаю маневры.

— Вы бы сели в автомобиль, в котором автопилот полностью отвечает за вождение?

— Если это безопасно, конечно сяду.

— А это безопасно сегодня?

— Смотря где. Когда ты выезжаешь за пределы Московской области, иногда даже нет разметки. Я плохо себе представляю современную машину с автопилотом, которая поедет без разметки.

— На ваш взгляд, насколько много в теме беспилотного вождения, что называется, хайпа?

— Мы видим самое главное в этом отношении — развитие. Инновации, которые мы при разработке беспилотного трамвая наработали, мы уже применяем в подвижном составе. Да, мы понимаем, что на сегодня чисто технологически инфраструктура, которая есть в городах, не приспособлена для беспилотного трамвая, но те функции, которые помогают водителю, мы применяем.

И это очень полезно. Это ускоряет процесс перемещения на общественном транспорте.

— Сейчас говорят, что для обеспечения беспилотного движения применяются элементы системы искусственного интеллекта. О чем идет речь?

— Сегодня трамвай может автоматически определять, есть препятствие на путях или нет, и в случае необходимости осуществлять торможение. Это позволяет сократить аварийность. А ведь авария приводит к задержке всего состава, который находится на линии.

— Это использование машинного зрения…

— Да. Система распознает, когда трамвай приближается к светофору, датчики, установленные на светофоре, определяют, что подъезжает трамвай, и переключают сигнал на светофоре, давая приоритетный проезд трамваю через перекресток.

— Вы говорите, что за счет использования элементов беспилотности происходит ускорение движения трамваев, оснащенных такими системами. А какова разница в эффективности использования между ними и обычными трамваями? Можно ее посчитать?

— Это можно посчитать. Но поскольку мы только девять месяцев их эксплуатируем и в России сегодня только два маршрута в Санкт-Петербурге оцифрованы и приспособлены под них, пока не посчитали. Идет наработка практики.

Разные погодные условия вносят свою корректировку: летом скольжение колес по рельсам одно, осенью — другое из-за листвы, зимой будет третье. Поэтому программисты до сих пор обновляют программное обеспечение, подстраивают его. Весенний сезон мы прошли, летний сезон, сейчас осенний, и мы подходим к зимнему сезону, где будет снег. И после зимы мы сможем сказать конкретные цифры: насколько мы ускорили движение трамвайного вагона и насколько мы сократили количество вагонов на линии для перевозки одного и того же количества людей.

— Трамвай с элементами беспилотной системы и ваш же обычный трамвай — насколько первый дороже второго?

— В стоимости трамвая эти системы составляют от трех до пяти процентов. В зависимости от того, какие из них установлены.

— То есть уже сейчас этот трамвай должен быть на три-пять процентов эффективнее. Можно сказать, что это так и есть?

— Те, кто эксплуатирует эту машину, видят в этом перспективу. Они считают, что это правильно. Мы, как производители, двигаемся вперед и предлагаем, что можно сделать вот то-то, то-то и то-то, а эффективностью этого уже непосредственно занимаются люди, которые эксплуатируют эту движущуюся машину. Мы предлагаем, а уже потом нас заказчик убеждает это внедрять.

Мы подписали два контракта с Санкт-Петербургом и буквально недавно третий с ними же. И они не рассуждали, нужны им эти системы или нет. Должны быть, и всё. Значит, им это нравится, это действительно безопасно и ускоряет процесс.

Красноярск в развитии своего городского электрического транспорта выходит на то, что эта система должна быть в новых трамваях.

Прогресс — двигатель производства

— Как вы вообще, не имея практических подтверждений того, что беспилотный трамвай более эффективен, решили им заниматься?

— Все новое, то, что можно сделать на подвижном составе, должно делаться. Это прогресс.

— Но почему именно беспилотность, почему вы не стали делать летающие трамваи, например маглев? (Маглев — технология магнитной левитации, когда вагон удерживается и двигается над полотном дороги силой электромагнитного поля. — «Монокль».)

— А знаете, мы в свое время рассматривали возможность движения трамвая без проводов. Беспроводная передача энергии. Есть такие технологии. Нам показывали в одном из институтов, как лампочки загораются, не подключенные к розетке. А то что вы говорите: а почему не летает? — ну, наверное, потому что еще не придумали, как бы сорок тонн железа летало.

— Я знаю, что у вас была идея, чтобы трамвай заряжался на остановке. Подъехал, конденсаторы взяли энергию, и он дальше поехал. Без проводов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Энергетика: маневры за перекрестком Энергетика: маневры за перекрестком

Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены

Монокль
«Я помню музыку Прованса»: как через дневники восстанавливается семейная история «Я помню музыку Прованса»: как через дневники восстанавливается семейная история

Отрывок из романа о любви и надежде Анн Гаэль «Я помню музыку Прованса»

Forbes
От помощника в обучении до будущей профессии От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБК
А вы пробовали? Вот как анаболические стероиды вредят здоровью! А вы пробовали? Вот как анаболические стероиды вредят здоровью!

Чем ААС могут быть опасными и почему риски обычно перевешивают любую пользу

ТехИнсайдер
«Черноногие» «Черноногие»

Существует несколько версий того, откуда появилось выражение «черноногие»

Дилетант
Tencent разработал для WeChat устройство и сервис сканирования ладони для отказа от транспортных карт и смартфонов Tencent разработал для WeChat устройство и сервис сканирования ладони для отказа от транспортных карт и смартфонов

Несет ли опасность сервис сканирования ладони от WeChat?

Inc.
Время поэзии и политики: 6 самых важных книг Льва Рубинштейна Время поэзии и политики: 6 самых важных книг Льва Рубинштейна

Книги Льва Рубенштейна, на которые стоит обратить внимание в первую очередь

Правила жизни
10 уголков нашей необъятной: куда поехать на отдых в России 10 уголков нашей необъятной: куда поехать на отдых в России

Отпуск — не обязательно путешествие за границу. У нас тоже есть, что посмотреть!

ТехИнсайдер
Ученые развеяли мифы о похмелье: 5 главных фактов Ученые развеяли мифы о похмелье: 5 главных фактов

Как избежать похмелья?

ТехИнсайдер
Наелись и обнулились: почему не стоит садиться на диету в январе Наелись и обнулились: почему не стоит садиться на диету в январе

Почему садиться на диету после праздников — бесполезное занятие?

Psychologies
Тропический рай Тропический рай

За что мы любим косметику с кокосом

Лиза
Не по календарю Не по календарю

11 возможных причин задержки месячных: узнай, стоит ли беспокоиться

Лиза
На Земле катастрофически не хватает песка. Графен — хороший заменитель На Земле катастрофически не хватает песка. Графен — хороший заменитель

Замена графена может не только сэкономить песок, но и сделать бетон прочнее

ТехИнсайдер
«Ценнее коровы»: как индийские спортсменки борются за равенство «Ценнее коровы»: как индийские спортсменки борются за равенство

Спортивная школа Altius в Индии борется за изменения в патриархальном обществе

Forbes
Карман Генри: кто такой Генри и зачем он пришил кармашки к кошачьим ушам? Карман Генри: кто такой Генри и зачем он пришил кармашки к кошачьим ушам?

Зачем кошкам "второе" ушко?

ТехИнсайдер
Лучшие фильмы ужасов с рейтингом IMDb выше 7, основанные на реальных событиях Лучшие фильмы ужасов с рейтингом IMDb выше 7, основанные на реальных событиях

Фильмы, от просмотра которых по всему телу побегут мурашки

ТехИнсайдер
Комфорт и домашняя еда: как лауреатка «Грэмми» заработала $20 млн на пирогах Комфорт и домашняя еда: как лауреатка «Грэмми» заработала $20 млн на пирогах

Как певица Патти Лабель покорила американцев своими домашними рецептами

Forbes
3 признака того, что в ваших отношениях есть проблемы с доверием 3 признака того, что в ваших отношениях есть проблемы с доверием

Почему в ваших отношениях не складывается доверительной атмосферы?

Psychologies
«Я все»: зачем маркетологи убеждают нас, что выгорание — это общественная эпидемия «Я все»: зачем маркетологи убеждают нас, что выгорание — это общественная эпидемия

Глава из книги «Я все! Почему мы выгораем на работе и как это изменить»

Forbes
Как правильно уволиться: 5 советов бизнес-коуча Как правильно уволиться: 5 советов бизнес-коуча

Несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание

Psychologies
Замещающая терапия: что вывело рынок корпоративных бондов на максимум Замещающая терапия: что вывело рынок корпоративных бондов на максимум

Частные инвесторы значительно увеличили вложения в корпоративные облигации

Forbes
Будущее за технологиями: как искусственный интеллект помогает бизнесу упростить работу Будущее за технологиями: как искусственный интеллект помогает бизнесу упростить работу

Какое влияние ИИ оказывает на бизнес, какие сферы уже не могут без него обойтись

Inc.
10 малоизвестных и забытых фактов о советских самолетах 10 малоизвестных и забытых фактов о советских самолетах

Мы собрали некоторые интересные факты о советских самолетах и «Аэрофлоте»

Maxim
Как не спать всю ночь, если очень надо, а кофе уже не лезет Как не спать всю ночь, если очень надо, а кофе уже не лезет

Можно ли договориться с организмом и выпросить у него всего одну бессонную ночь

ТехИнсайдер
Унитазная магия и гипноз водой: мы знаем, почему ваша кошка ломится за вами в ванную Унитазная магия и гипноз водой: мы знаем, почему ваша кошка ломится за вами в ванную

Если кошки боятся воды, то зачем просятся в ванную?

ТехИнсайдер
Краткая история транспорта: почему во многих странах правостороннее движение, а в некоторых левостороннее? Краткая история транспорта: почему во многих странах правостороннее движение, а в некоторых левостороннее?

С чем связаны различия в движении автомобилей на дороге в разных странах?

ТехИнсайдер
Иное течение времени: 3 фантастических романа об альтернативной истории развития науки Иное течение времени: 3 фантастических романа об альтернативной истории развития науки

Книги, которых история идет по-другому из-за альтернативного развития науки

ТехИнсайдер
Не верьте в легкий путь к счастью: правда об инфоцыганах и «каше в головах» Не верьте в легкий путь к счастью: правда об инфоцыганах и «каше в головах»

Спрос рождает предложение: почему инфоцыган так много?

Psychologies
Великий космополит эвриптерус Великий космополит эвриптерус

Эвриптерус – серафим Силурийского моря

Наука и техника
9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы 9 самых красивых самолетов: не читать перед началом серьезной работы

Самые необычные дизайны самолетов

ТехИнсайдер
Открыть в приложении