Ферруччо Ламборгини: биография человека-легенды
Тяжелые времена и обстоятельства рождают сильных людей. Ферруччо Ламборгини как раз из таких. Он упорно шел к намеченным целям и, прочно стоя на земле, достигал головокружительных высот в бизнесе
Биография Ферруччо Ламборгини
Ферруччо Ламборгини (1916-1993) — выдающийся итальянский предприниматель ХХ века, всемирную известность которому принесла компания Automobili Lamborghini по производству высокомощных, скоростных автомобилей для дорог общего пользования. Эти модели и сегодня напрямую конкурируют GT Ferrari.
Крестьянский сын, Ферруччо с детства больше интересовался техникой, чем сельским хозяйством. Родители не препятствовали увлечению сына, и тот изучал механику в институте Fratelli Taddia в пригороде Болоньи. С 1940 года Ламборгини, призванный в Королевские военно-воздушные силы Италии, проходил службу в автомастерских на острове Родос, который был оккупирован немецкими войсками после отстранения от власти Бенито Муссолини в июле 1943 года и заключения Италией перемирия с союзниками по антигитлеровской коалиции. Итальянский гарнизон острова оказался на положении военнопленных, которые содержались немцами в достаточно тяжелых условиях. Но не Ферруччо. Обладая крестьянской сметкой, он воспользовался тем, что островной автопарк состоял из древних моделей, и, припрятав чудом сохранившиеся инструкции по эксплуатации, превратился в незаменимого специалиста. За что англичане, занявшие остров после сдачи немецкого гарнизона в мае 1945 года, арестовали Ламборгини как коллаборациониста, и тот еще год не мог вернуться в Италию. А вернувшись, начал свой путь предпринимателя.
Компания Lamborghini
Ферруччо Ламборгини не был человеком одной всепоглощающей страсти, как Энцо Феррари, который не мыслил свою жизнь без автогонок. Уроженец провинции Феррара на севере Италии всегда занимался тем, что имело отчетливую бизнес-перспективу, и потому в сферу интересов Ферруччо попадали самые разные отрасли.
Трактора Ламборгини и не только
В 1946 году Ферруччо занялся переделкой списанной военной техники в трактора, в которых остро нуждалась послевоенная Италия. Проблема заключалась в том, что доноры оснащались в основном двигателями, работающими на бензине, который оказался в дефиците в обедневшей стране. Ламборгини нашел выход, запатентовав конструкцию распылителя, который позволял британским моторам Morris использовать бензин только для запуска, а затем переключаться на более доступное дизельное топливо. Именно такие двигатели получили Carioca, первые трактора образованной в 1948 году в городе Ченто компании Lamborghini Trattori. Ее эмблемой в течение 15 лет оставался неброский треугольник с аббревиатурой FLC (Ferruccio Lamborghini Cento) внутри, а кардинальное изменение логотипа произошло после вхождения Ферруччо в автомобильный бизнес, но об этом ниже.
Развитию Lamborghini Trattori способствовало принятие закона от 25 июля 1952 года о льготных кредитах для тех итальянских фермеров, которые закупали технику отечественного производства. Используя открывшиеся возможности, компания Ферруччо Ламборгини развернула производство тракторов разных классов — от компактных до высокомощных, в том числе гусеничных. На волне коммерческого успеха в конце 1960-х годов внедрялись более совершенные технические решения, в частности, впервые в Италии трактора Lamborghini серийно комплектовались синхронизированными коробками передач. В 1969 году Ферруччо Ламборгини удостоился почетного титула Cavaliere del Lavoro, что-то вроде Героя капиталистического труда. Однако уже в начале 1970-х компания, поставлявшая почти половину своей продукции на экспорт, столкнулась с большими финансовыми трудностями после аннулирования крупных заказов из ЮАР и Боливии, где произошел военный переворот. В результате в 1973 году Ферруччо продал Lamborghini Trattori своему конкуренту SAME — ныне международному концерну SAME Deutz-Fahr, которому марка, сохранившая свое наименование, принадлежит и сегодня.
Развивая тракторное производство, Ламборгини не забывал смотреть по сторонам в поисках новых перспективных направлений бизнеса. И если они никак друг с другом не пересекались — не беда! Посетив США в 1959 году, Ферруччо загорелся идеей наладить и в Италии выпуск форсунок для котельных на дизельном топливе. В стране начавшегося строительного бума спрос на такую продукцию был гарантирован. И уже в 1961 году начинает работу компания Lamborghini Bruciatori Condizionatori, которая, как явствует из ее названия, занялась производством как форсунок, так и кондиционеров. И вновь успех, не в последнюю очередь благодаря очень привлекательному соотношению цена/качество выпускаемой продукции и наличию развитой сервисной сети.
Параллельно Ламборгини попытался вклиниться в такую область как… вертолетостроение. Дело дошло даже до постройки опытного образца, но, как говорят, однажды к дому Ферруччо подъехал шикарный автомобиль, из которого вышли люди в дорогих костюмах, настоятельно рекомендовавшие хозяину покинуть эту рыночную делянку. Видимо, предложение было из разряда тех, от которых нельзя отказаться… А в 1969 году неугомонный Ферруччо создал компанию Lamborghini Oleodinamica по производству промышленного гидравлического оборудования.
К тому моменту Ферруччо Ламборгини уже открыл для себя универсальный метод вхождения в новый сегмент бизнеса. Первый принцип: не изобретать велосипед, а сделать продукт, учтя достижения и промахи лучших из лучших. Второй: переманивать у конкурента ведущих специалистов, используя в качестве «вербовщика» существенно увеличенную зарплату. Такие возможности Энцо Феррари, по собственному признанию обладавший несносным характером, предоставлял с завидным постоянством.
Первый автомобиль Lamborghini
Собственно, Маг из Маранелло своими руками превратил Ламборгини в конкурента из VIP-клиента. Разбогатев, Ферруччо стал обладателем целого автопарка дорогих спортивных авто, в том числе нескольких Ferrari. Из опыта владения ими тракторный король вынес убеждение, что при всех достоинствах, эти машины слишком напоминают гоночные, а потому с их ужасно тяжелыми педалями сцепления, жестким шасси, никудышной шумоизоляцией и спартанской отделкой салона неудобны для повседневной жизни. К тому же Ламборгини считал дизайн Ferrari излишне консервативным. Ферруччо часто наведывался в Маранелло и требовал переделать приобретенные машины под свои запросы. Наблюдать за выполнением заказов не разрешалось, что ужасно раздражало Ламборгини, и в конце концов в 1962 году он при личной встрече высказал Энцо Феррари то, что думает, в частности, о «тракторных» сцеплениях его автомобилей. Коммендаторе в долгу не остался и в красочных выражениях посоветовал Ферруччо заниматься своим делом, правда, затем в узком кругу произнес фразу: «Мы потеряли одного из наших лучших клиентов». После этой памятной встречи, по словам Ламборгини, Феррари всячески избегал встреч с ним и никогда больше не общался. Со своей стороны, Коммендаторе отрицал сам факт судьбоносного разговора. Как бы то ни было, Ламборгини решил бросить открытый вызов уже всемирно известному Магу и приобрел участок земли в 90 000 кв. м под строительство автомобильного завода в местечке Сант’Агата Болоньезе меньше, чем в 30 км от Маранелло. Кадровый вопрос был решен проверенным способом, благо после очередного громкого скандала из Ferrari ушла целая группа ключевых специалистов. Вопрос лишь в том, считать ли их создателями первой модели Lamborghini, а если да, то какой именно?