«Злая сестра Петра I»: почему биографию царевны Софьи пора переосмыслить
Царевна Софья осталась в истории как «злая сестра Петра I», стремившаяся занять трон в обход законных наследников. Однако при ней была создана Славяно-греко-латинская академия и заключен ряд важных международных договоров. Сама царевна, с ее умом и образованием, могла бы стать неплохой правительницей — но препятствием к этому был ее пол.
«Имела много ума» и семь добродетелей
Софья родилась 17 сентября 1657 года. Она была шестым из 16 детей царя Алексея Михайловича Романова и царицы Марии Милославской. Многие ее братья и сестры умерли в юном возрасте.
Поэт Симеон Полоцкий, занимавшийся воспитанием царских детей, отмечал, что Софья куда быстрее остальных осваивала грамоту. Царевна действительно оказалась способной ученицей — она овладела польским, греческим и латинским языками, увлеклась историей, много читала (в том числе о реформах английской королевы Елизаветы I), а также писала стихи.
Современник царевны, справщик Московского печатного двора Сильвестр Медведев отмечал, что ей достались семь добродетелей: целомудрие, благочестие великодушие, щедрость, мудрость, правдолюбие и, наконец, дар слова. «Резко отрицательных отзывов современников о Софье мы не знаем», — замечает доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ Александр Филюшкин. Однако, несмотря на ум и таланты Софьи, некоторые все равно судили о царевне в первую очередь по внешности и откровенно насмехались над ней, поскольку считали недостаточно красивой. Французский дипломат Фуа Де ла Невилль в труде «Любопытное и новое известие о Московии» писал: «Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах. Ее ум и достоинства вовсе не несут на себе отпечатка безобразия ее тела, ибо насколько ее талия коротка, широка и груба, насколько же ум ее тонок, проницателен и искусен». При этом сам француз царевну не видел: он привел рассказ одного из придворных.
Впрочем, ум и другие таланты Софьи, казалось, ей не пригодятся: в России XVII века женщине реализоваться было крайне тяжело.
«Двери в терема царевен растворились»
Жизнь знатных девушек во времена Софьи была непростой, а у царевен ограничений было больше, чем у других. «Где-то до совершеннолетия жили в тереме [с матерью], а после совершеннолетия переезжали за стенку в монастырь, так как жизненных перспектив у них не было. Замуж нельзя, поскольку не за кого. За своих нельзя, потому что по сравнению с царем все холопы. А за иностранцев нельзя, поскольку они все иноверцы. Поэтому перспектива только одна — монастырь», — рассказывает историк Александр Филюшкин.
Софья с существующими устоями мириться не собиралась — и не только она. Когда Софье было 12 лет, ее мать умерла, и царь женился второй раз. Вместе с новой царицей Натальей Нарышкиной «проникли во дворец новые обычаи и взгляды, когда двери в терема царевен растворились и заключенницы увидали свет божий, когда более сильным из них представилась возможность пройти дальше за порог, расправить силы, поглядеть, почитать и послушать прежде невиданное, нечитанное и неслыханное, набраться новых мыслей, познакомиться с новыми чувствами», — писал историк Сергей Соловьев. Но отношения между мачехой и падчерицей (Наталья была ровесницей Софьи), судя по всему, были напряженными. Две семьи, в каждой из которых были сыновья, претендующие на трон, соперничали.