«Даже дикари лишний раз не проливали кровь»: Тамара Эйдельман о гуманизме в истории
В магазинах появилась книга историка Тамары Эйдельман «Право на жизнь. История смертной казни». Редактор Forbes Woman Когершын Сагиева поговорила с историком о ценности человеческой жизни, самой гуманной среди европейских правителей императрице Елизавете и исторических параллелях
Тамара Натановна Эйдельман — историк, переводчик, обладатель звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», создатель YouTube-канала «Уроки истории с Тамарой Эйдельман» (аудитория которого насчитывает 953 000 подписчиков). В 2018 году Тамара Эйдельман выпустила книгу «Как работает пропаганда». В 2022-м вышла ее новая работа «Право на жизнь. История смертной казни», в которой автор исследует узаконенное право лишать человека жизни другими людьми. Жертвоприношения, кровная месть, казнь с древнейших времен являются частью общественного договора, объясняет в своей книге Эйдельман, — но удивительно, что в самые жестокие исторические периоды, словно ответ «силам тьмы», формируются принципы гуманизма и человеколюбия.
— В вашей книге вы объясняете, что право карать человека или даже целый народ существовало с глубокой древности. Какими были причины для казней и какими были аргументы сторонников этого метода наказания?
— Как только возникает любая человеческая община, еще до формирования государства, она начинает себя защищать. В период первобытности, Древнего Востока и Античности безопасность общины стояла выше единичной человеческой жизни. Это видно повсюду: от африканских племен до античных трагедий. За совершенное преступление боги покарают всю общину. Мы хорошо знаем это по истории Эдипа в пьесе Софокла (Эдип убил своего отца, царя Лая, и на Фивы обрушилось божественное наказание — мор, — Forbes Woman). Божья кара длилась до тех пор, пока жители Фив не нашли убийцу. Так жители защитили общину.
Но общее представление о том, что в древности убивали всех подряд, не соответствует действительности. Это касается и войн, и казней. Первые археологические доказательства существования войн датируются периодом около 15 000 лет назад. Вероятно, войны были и до этого, но следов нет. Первые явно насильственные смерти людей — исключительные случаи. Война — понятное и в древние времена неизбежное событие, но казнить человека — это страшно, должны быть особые причины. В какой ситуации дикие люди могли казнить человека? Только если он нарушил священные заветы (у племен были свои системы табу, у некоторых народов — невероятно сложные). Например, у множества народов правители окружены системой табу. Зафиксирована история: была вещь, которая принадлежала вождю, и человек из племени случайно к ней прикоснулся. Он не знал, что это вещь вождя, а когда узнал — умер. Все сказали, что его покарали боги, хотя сейчас понятно, что он умер от страха. Потому что все, к чему прикасается вождь, — священно. Остальным членам племени запрещено брать эти вещи и даже прикасаться к ним. Система координат была другая.
В более поздние века казалось естественным казнить за убийство, например. Но в первобытное время наказание было другое: изгнание. По сути, это та же казнь, потому что человек без общины погибнет. Но это произойдет за ее пределами. Значит, кровь не прольется на земле племени.
— В первобытные времена за тяжкое преступление изгоняли из племени — в этом смысле человеческая жизнь как будто была ценнее? Но дальше страсти нарастают: Древний Рим, Средние века, Новое время — кровь рекой. В чем причина ужесточения нравов?
— Удивительно и до конца не понятно, что именно происходило в древности: люди ценили человеческую жизнь или не хотели проливать кровь. Кровь всегда считалась чем-то священным, и проливали ее по особой причине. Скажем, по причине жертвоприношения — это совсем другое дело. Однако в жертву не приносили преступников. У некоторых народов жертвоприношение вообще было почетным.
Про казнь у меня есть гипотеза: когда возникает государство, то есть сила, стоящая над людьми, и эта сила укрепляется, тогда правящая верхушка чувствует право убивать подданных. В первобытные времена зафиксированы случаи, когда закидывали камнями. Один человек тоже способен убить, но убивали коллективно. Потом появилось государство. Оно обособлено от народа, стоит отдельно и может взять на себя эту функцию.
Например, в культуре Древнего Рима сильна самоубийственная черта. Они превозносят героев, отдавших жизнь за отчизну, или превозносят отца, который отдал на казнь сына, нарушившего приказ. То есть, там была идея, что государство важнее человека. При этом у римлян почти не было человеческих жертвоприношений. Но государство имело право казнить.