«Жестокий романс» и не только: главные фильмы, снятые по пьесам Островского
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Островского — драматурга, фактически в одиночку начавшего реформу русского театра и радикально обновившего его репертуар в XIX веке. Его спектакли и сегодня успешно идут почти в каждой театре, но в кино ему повезло гораздо меньше. Чаще всего Островского снимали в жанре драмы, но оказалось, что его драматургия пластична и допускает иные трактовки — пародию, трагикомедию и даже мюзикл.
«Гроза» (1934)
Именно Владимиру Петрову («Петр Первый», «Поединок») принадлежит статус режиссера, который первым в советском кино экранизировал Островского. «Гроза» стала поворотной и одной из лучших работ в его биографии. Он собрал блестящий ансамбль: актриса Малого театра Варвара Массалитинова (Кабаниха), актеры Государственного театра имени Вс. Мейерхольда Иван Чувелев (Тихон) и Михаил Царев (Борис), мхатовцы Алла Тарасова (Катерина) и Михаил Тарханов (Дикой), актриса ленинградского Театра комедии Ирина Зарубина (Варвара), актер Камерного театра Михаил Жаров (Кудряш).
Режиссер, сам написавший сценарий, с первоисточником обошелся достаточно вольно: например, фильм открывался эпизодами свадьбы (в пьесе их нет), где зрителю сразу показывали во всей красе будущее окружение героини. Не лица, маски — отталкивающие, мучительно неприятные, карикатурные. Катерина в белом свадебном платье и фате выглядела фигурой инородной, не вписывающейся в эту жуткую картину и такой оставалась до самого финала. Чтобы максимально заострить драматизм экранной истории, Петров убрал и единственного положительного персонажа — часовщика-самоучку Кулигина. Героиня оказывалась тотально одинока в сообществе лицемерных и циничных персонажей, а самым часто повторяющимся словом в фильме стало слово «грех».
Второй раз Петров обратился к Островскому уже в конце Великой Отечественной войны: в 1944 году он экранизировал пьесу «Без вины виноватые» с Аллой Тарасовой в роли звезды провинциальной сцены Елены Кручининой.
«Бесприданница» (1936)
Если Владимир Петров снимал драму о непреодолимом одиночестве, то Яков Протазанов, начавший режиссерскую карьеру до революции и знавший толк в экранизациях (в его активе — «Анфиса» по Леониду Андрееву, пушкинская «Пиковая дама», «Аэлита» по Алексею Толстому, «Сорок первый» по Борису Лавреневу), сделал на основе пьесы Островского пародию на салонную мелодраму, но не прямолинейную, а тонкую и умную. Правда, оценили это решение не сразу.
Девица Огудалова (недавняя дебютантка Нина Алисова) в фильме нарочито сексуальна, и камера Марка Магидсона это свойство подчеркивает. Героиня с завидным постоянством исполняет порядочно набившие оскомину романсы (в том числе и тот, что пела на сцене Вера Комиссаржевская), томно вздыхает и принимает выразительные позы. Непостоянный как флюгер Сергей Сергеич Паратов (Анатолий Кторов) поначалу представляется мужчиной, любящим широкие жесты (как в сцене с шубой, которую он швыряет в весеннюю лужу) и с утонченными светскими манерами. Но, начиная со сцены, в которой под надрывно звучащую Пятую симфонию Чайковского герой щелкает счетами, пытаясь свести дебет с кредитом, весь лоск его понемногу испаряется.
На другом полюсе реалистичные до жути Харита Игнатьевна Огудалова (Ольга Пыжова), больше похожая на сутенершу, чем на чадолюбивую мать, обаятельный хитрован Василий Данилыч Вожеватов (Борис Тенин) и блюдущий свою выгоду Мокий Парменыч Кнуров (Михаил Климов). Такая трактовка стоила Протазанову язвительных отзывов критиков, но публика рассудила иначе и «Бесприданница» успешно шла по всей стране, в который раз доказывая — мнение экспертов может и важно, но если уж зритель сделал выбор, остановить его не удастся никому.