Как «развестись» с бизнес-партнером так, чтобы не было больно
Если вы сейчас в прекрасных отношениях с партнером по бизнесу, то самое время подумать о вашем возможном расставании. Эксперт по построению бизнес-партнерств Дмитрий Гриц рассказывает, как сделать этот процесс безболезненным и даже выйти из него в плюсе.
Почему распадаются партнерства
В большинстве случаев партнеры расходятся из-за незаинтересованности одной из сторон. Это может выражаться, например, в нежелании идти на работу из-за потери интереса к бизнесу. Второй сценарий — нежелание работать с конкретным человеком: вы меньше советуетесь с ним при решении вопросов, раздражаетесь, если с вами их не обсуждают, коммуницируете через топ-менеджмент и третьих лиц.
Нет ни одной внешней причины, чтобы партнерство распалось. Это всегда решение одного из совладельцев.
В моей практике были случаи, когда партнеры предавали друг друга, но потом продолжали успешно работать вместе. Так, один предприниматель украл деньги у другого, при этом им удалось сохранить партнерство: они выявили причину кражи, проработали недосказанности, закрепили новые договоренности в соглашении. Так после выхода из кризисной ситуации отношения стали только крепче.
Когда нужно обсуждать «развод»
Продумать план действий на случай прекращения сотрудничества необходимо еще в начале работы. Партнерства не вечны. Из бизнеса может уйти один совладелец, к нему на смену придет другой, и это партнерство будет отличаться от предыдущего: разные люди — разные отношения.
Когда партнерство на грани распада, сохранить отношения трудно: стороны в этом мало заинтересованы.
Единственная возможность поговорить о «разводе» — момент, когда у вас все хорошо и вы в отличных отношениях.
Тогда у вас больше желания понять точку зрения партнера, вы более гибкие в формулировании договоренностей.
Что должно быть в партнерском соглашении
В первую очередь важно прояснить два момента: есть ли желание сохранить стабильную ситуацию в компании при распаде партнерства и хотите ли вы сохранить отношения с вашим бизнес-партнером. Если ответ утвердительный, можно переходить на следующую стадию. Если нет, то стоит выяснить причины такого ответа.
Дальше нужно определить ценности, которые создаются в бизнесе. Можно выделить пять групп.