Свёртываемость крови
Повышенная свёртываемость крови увеличивает риск тромбоза. Особенно актуальной эта проблема стала с появлением COVID-19.
Многие начинают бояться тромбов после того, как при сдаче крови из вены медсестра сообщает, что она слишком вязкая. Те же, кто обладает слишком жидкой кровью, успешно наполняющей пробирку, надеются, что застрахованы от тромбоза. Но вязкость и свёртываемость – два совершенно разных понятия, и не всегда одно обуславливает другое.
Какая ты вязкая
Повышенная вязкость крови, из-за которой она становится менее текучей, чаще всего возникает из-за преобладания её форменных элементов над жидкими. Происходит это из-за слишком строгого следования рекомендациям «не есть за 12 часов до сдачи анализа», а ещё и не пить. В итоге кровь плохо течёт в пробирку, а показатели гемоглобина, гематокрита, общее число эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов оказываются искусственно завышенными. Поэтому перед сдачей анализов нельзя ограничивать жидкость.
Ещё одна частая причина повышенной вязкости – повышенный уровень эритроцитов и гемоглобина, характерный для курильщиков. Ведь чем больше дыма человек вдыхает, тем большая концентрация переносчиков кислорода необходима. Поэтому визуально кровь курящих нередко кажется более вязкой.
По свидетельству гематологов, на долю истинных заболеваний (тромбоцитозы, эритроцитозы и т. д.), связанных с повышенной вязкостью крови, приходится незначительное число всех случаев «вязкой крови». И это хорошо видно по обычному общему анализу крови – врач сразу обратит внимание на слишком высокое число эритроцитов или тромбоцитов.
В норме содержание эритроцитов крови составляет 3,7 – 5,1, тромбоцитов – 180 – 320.
Вязкость и свёртываемость – в чём разница?
Наиболее важным показателем является свёртываемость крови. Получить точную информацию о свёртываемости, даже несмотря на уровень развития медицины, непросто.
С одной стороны, давно известны явные заболевания с нарушением свёртываемости, такие как гемофилия. С другой, немало скрытой патологии, которая может долгое время никак себя не выдавать, но, проявившись однажды, быстро привести к тяжёлым последствиям.
Лишь в последние десятилетия исследователи научились выявлять эти проблемы с помощью высокотехнологичных генетических анализов.
Учитывая, что, по статистике, врождённая патология свёртывающей системы крови есть у более 1–3% населения Земли, вполне вероятно, что в будущем эти анализы будут проводить в роддоме каждому новорождённому. И тем, кому необходимо назначить те или иные лекарства, способные усилить риск появления тромбов.
Предохранение или опасность?
Например, перед назначением гормональных контрацептивов.
Их способность усиливать свёртываемость крови и иногда приводить к тромбозам (чаще у женщин, имеющих скрытое нарушение свёртываемости) известна несколько десятилетий. В связи с широким распространением этого метода защиты от нежелательной беременности в наши дни частота тромбозов молодых, внешне здоровых женщин возросла. При этом, назначая «КОКи», гинекологи нечасто акцентируют внимание пациенток на этой опасности. Их можно понять – осложнение нечастое, а запугивать пациенток, словно подталкивая их к нежелательной беременности, не хочется. Тем временем наиболее передовые западные коллеги уже включили полное исследование свёртываемости крови в обязательный алгоритм обследования перед назначением гормональных контрацептивов.