Павел Бесчастнов: «Тревога – это базовая функция выживания, испытывать которую могут только люди»
По данным Фонда общественного мнения, более 60% населения пребывают сейчас в состоянии повышенной тревожности. Что с этим делать?
Действительно, такие сообщения есть, даже от специалистов НИИ психологии. Но не до конца понятна методика этих опросов. Ведь если людей просто спрашивают, тревожно ли им, подавляющее большинство действительно скажет, что мы беспокоимся, потому что ситуация нестабильная, меняющаяся. Сам факт необычности и непредсказуемости происходящего рождает чувство тревоги. Но значит ли это, что сам человек становится тревожным? Он может много из-за чего беспокоиться, но это не делает его психологи чески и психически нестабильным. Тут связи не прямые. Если мерить критериями медицинскими, провести специальные тесты и диагностику психических нарушений, то, наверное, будет обнаружен рост каких-то расстройств, но не такой большой.
Почему одни люди тревожатся больше, чем другие?
Даже на бытовом уровне хорошо видно, что характеры людей сильно различаются. Еще Гиппократ пытался разделить их на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. И это не напрямую наследственное. Это сложный калейдоскоп, тасуемая колода генетических комбинаций, пазл базовых характеристик человека, природа которых до сих пор до конца непонятна. В эволюционном смысле наличие в популяции разных поведенческих моделей легко объяснимо: нужно, чтобы в группе были и более спокойные, и более агрессивные, и более осторожные, и более любопытные. В том числе более тревожные. Тревожность имеет свои большие плюсы. Она необходима для принятия решений в условиях неопределённости. Тревожный мозг склонен выявлять косвенные, скрытые свидетельства наступающих неприятных событий. Это неотключаемый радар, который сканирует пространство на предмет чего-то подозрительного и позволяет быстрее их замечать и соответствующим образом на них реагировать. В ситуации неопределённости тревожный человек более эффективен, потому что он был к ней готов. Тревога – это базовая функция выживания, испытывать которую могут только люди. Поэтому, если тревожность не выходит за пределы условной физиологической нормы, это не так уж плохо. Человек воспринимает свою тревогу как нормальную, и это не портит его жизнь. В то же время тревожный человек может слишком осторожничать, что ограничивает его в решениях, выборах, он слишком многого боится и может испытывать немало неприятных переживаний. Какой-то уровень тревожности есть у всех, но у одного мозг более устойчивый, у другого – нет.