Новая этика или новый тоталитаризм? Куда делась свобода слова в интернете
Дискуссия о феминизме в нашумевшей соцсети Clubhouse обернулась массовыми блокировками ее участников, а в обществе, уже изрядно подогретом манифестом режиссера Константина Богомолова, вновь разгорелись баталии о «новой этике» и свободе слова. По просьбе Esquire незабаненный участник дискуссии Александр Файб объясняет, почему рано или поздно нам всем придется привыкнуть к новой цифровой реальности.
Мне повезло — меня не забанили. Четырех других спикеров той самой дискуссии про адекватный феминизм в Clubhouse постигла кара масс-репортинга. Со стороны казалось, что разговор и правда получился излишне нервным. Вечером субботы, в соцсети, которая стала ярмаркой тщеславия для сообщества российских пиарщиков и блогеров (может показаться, что больше там никого и не сидит), наблюдать это было странно. Но не то чтобы совсем удивительно.
Трудно было ожидать чего-то иного от дискуссии, озаглавленной «Внимание, токсично: адекватный феминизм». Хейт-спичей там, конечно, никаких не было — была взаимная ругань и обиды. Базовый набор бурной дискуссии на русском языке между людьми полярных точек зрения. Только площадкой для спора выбрали не вечерний эфир федерального телеканала, а модную социальную сеть, где быстро всем пояснили, что можно, а что нельзя делать в интернете в 2021 году.
Зафиксируем очевидное: интернет давно вырос из детских штанишек и переоделся в очень строгий дресс-код с дубиной наперевес. Скрепя сердце признаем: к этому никак не можем привыкнуть мы, миллениалы и бумеры, которые плескались в онлайн-лягушатнике нулевых. Как не можем привыкнуть к тому, что голливудское кино, на котором мы выросли, с культом секса, насилия, с черным юмором и продюсером Вайнштейном, скорее всего, больше никогда не будет нормой.
Тогда, в нулевых, интернет был действительно местом камерным и уютным. Снафф-видео с хохочущими школьниками, забивающими бездомных людей молотками, свободно гуляли в соцсетях, где люди рисовали друг другу на стенах сердечки. Экранные версии новых американских фильмов с хрустом попкорна на аудиодорожке, снятые на криво установленную камеру, выходили раньше, чем в кинотеатре. На гостевых книгах различных неформальных объединений открыто планировалось уличное насилие. Сложно понять, к этой ли свободе слова постоянно апеллируют ностальгирующие граждане или к какой-то другой, но вернуть себе 2007-й не получилось даже у группы "Психея" и певицы МакSим — что уж говорить про остальных.