Замуж за царя: как проходили смотры невест для русских правителей
Смотры невест играли важную роль в политической жизни средневековой Руси. Это была цепь сложных ритуалов, в которых участвовали тысячи человек со всей страны. Forbes Woman рассказывает, как проходил кастинг будущих цариц, кто был его участницами, в чем заключался политический смысл этого мероприятия и почему от него отказались
Великая опера Римского-Корсакова «Царская невеста», в которой красавица, выбранная в жены царю, гибнет от яда, имеет реальную историческую основу. Она во многом перекликается с историей Марфы Собакиной. Эта девушка стала победительницей на смотре невест для Ивана Грозного (1530–1584 ), но пробыла царицей всего 15 дней, скончавшись в возрасте 19 лет. Брак так и не был консумирован, что дало возможность царю быстро жениться в четвертый раз на Анне Колтовской, участнице того же смотра, уступившей в гонке Марфе.
До сих пор не известно, кто дал Марфе яд. Есть гипотеза, что новую царицу отравили родственники бывшей жены Грозного, боявшиеся впасть в немилость после ее восхождения на трон. Также есть версия, что яд дала по ошибке мать, заботясь о «чадородии» Марфы. Однако, несмотря на то, что виновные не были установлены, на тот свет следом за царицей отправилось около 20 человек, включая ее братьев, осужденных за колдовство.
Как же тебе «повезло», моей невесте
Марфа Собакина была выбрана на смотре невест в 1571 году. Она стала «лучшей», обойдя 2000 претенденток, из которых отсеяли 24 девушки. В финал вошло всего 12. После смерти Марфы следующая за ней Анна Колтовская пробыла в роли царицы около полугода. Затем по неизвестной причине девушка попала в немилость и была насильно пострижена в монахини. Постриг без согласия был страшной трагедией и в буквальном смысле окончанием земного пути женщины, которая не могла жить больше нигде, кроме монастырской обители. До Колтовской постригу подвергли и Соломонию Сабурову, первую жену Василия III (1479–1533 ), которую выбрали из 500 претенденток, а после она оказалась жертвой политических интриг и потерявшего интереса мужа (Сабурова не смогла родить наследников).
Положение царицы давало колоссальные преимущества ее семье и позволяло быстро взлететь. Но и потери в случае неудачи были высоки. Часто даже поездка на смотр невест была для девушек билетом в один конец: из-за интриг фаворитки скоропостижно гибли в при странных обстоятельствах. Репрессиям могла подвергнуться вся родня. Например, в ссылку отправилась семья Марии Хлоповой, без пяти минут жены царя Михаила Федоровича (1596–1645): девушку оклеветали и объявили бесплодной. Марию вместе с несколькими ветками тетушек и дядюшек сослали в Тобольск, а ее отец с матерью отправились в ссылку в Вологду. Со временем выяснилось, что девушка была здорова, но, несмотря на симпатию к ней царя, брак так и не состоялся.
Дочь касимовского помещика Евфимия вошла в шестерку финалисток в борьбе за место рядом с царем Михаилом Федоровичем и была перемещена в женские покои царицы. Во время подготовки к свиданию с царем девушки-прислужницы слишком сильно затянули волосы в ее прическе, и Евфимия упала при нем в обморок. Интриганы заявили, что она больна эпилепсией. Девушка с семьей была сослана в Тюмень, но после женитьбы царя «прощена». Ей позволили вернуться в родное имение, лишь запретив выезжать из него.