Ширшасана: стойка на голове
Согласно многим авторитетным источникам йоги, Ширшасана считается королевой поз, потому как по своим целебным свойствам сочетает в себе эффективность многих асан.

Некоторые из практикующих йогу впечатляются многочисленными терапевтическими эффектами, которые сулит Ширшасана. Ее выполнение обеспечивает исцеление глазных заболеваний, предотвращает поседение волос, дискразию крови (нарушение баланса между различными элементами, составляющими кровь), проказу и сопутствующие заболевания, сперматорею у мужчин и нарушение менструального цикла у женщин и т.п. Она полезна при поллюциях, свищах и других аноректальных заболеваниях, а также при катарах дыхательных путей. Ширшасана сама по себе доказала ни с чем не сравнимую эффективность. С ее помощью исцеляется ряд умственных нарушений, головные боли и даже душевные болезни. Однако к выполнению Ширшасаны стоит приступать только тогда, когда она достаточно изучена и практически освоена с опытным учителем. (Подобный перечень эффектов отчасти аллегоричен — прим. ред.)
Одним из основных эффектов является предполагаемое омоложение, хотя, если задуматься, такого произойти не может, потому как это означало бы повернуть обратно движение времени. В реальности же мы можем только замедлить процессы старения. Для того, чтобы включить этот механизм, выполнение Ширшасаны должно продолжаться не менее двух минут, — примерное время, необходимое для перестройки физиологических процессов и перераспределения потоков праны и апаны к центру тела. В результате прана, которая движется вверх, встречается с движущейся вниз апаной чуть ниже пупка, на уровне «канды» (точка концентрации каналов — нади), усиливая ее функцию распределения энергии во все части нашей биосистемы через 72 тысячи нади, чем и достигаются вышеперечисленные эффекты. Кроме того, замедление процесса старения йоги объясняют тем, что особая секреция — нектар (называемый также амритой), который вырабатывается так называемой «Луной», расположенной в области нёба, не сгорает и не уничтожается в пламени «Солнца», расположенного в пупочной чакре, а разливается по телу, делая его бессмертным. Сватмарама, ученик великого йога Горакшанатха, так говорит об этом в Хатха-йоге Прадипике (3.77): «Тело стареет от того, что Солнце потребляет и разрушает весь божественный нектар — амриту, производимый Луной».
Теперь давайте подумаем: механизм адаптации (иначе говоря, приспособления) включается при условии каждодневного выполнения Ширшасаны два раза в день, как минимум, по две минуты утром и вечером. Как наше тело при этом реагирует? Все зависит от того, куда будет направлен вектор мышечной силы в противодействии вектору гравитации (силе тяжести). Древние Риши (мудрецы) наблюдали формы животных и их способы взаимодействия с природой. На основе этих наблюдений в названиях огромного количества асан используются имена животных. Но дело в том, что многие путают эти названия поз с их выполнением, хотя асаны начинают работать, когда соответствуют своей сути, а не названию. Скажем шпагат — Хануманасана, не означает, что мы должны изобразить самого Короля Обезьян. То же касается и поз аиста, кролика, коровы, верблюда, павлина и т.д. В их числе и стойка на голове — это всего лишь аллегория, означающая перевернутую асану, а не позу с опорой в основном на голову.
Если мы, ошибочно трактуя «стойку на голове», будем в действительности распределять основной вес нашего тела на голову, мы рискуем через некоторое время при регулярном исполнении получить деструктивные изменения в суставах шейного отдела позвоночника. А также при неправильном выборе точки опоры могут возникнуть необратимые изменения на уровне костей, сосудов и нервов головы. Но об этом поговорим ниже.
Необходимо учитывать, что для Ширшасаны, как и для любой другой асаны, есть определенные противопоказания, такие как гипертония, сердечные заболевания, плохое состояние сосудов, которые могут привести к фатальным последствиям (инсульт, кровоизлияние в глазах, нарушение кровообращения головного мозга), а также заложенность носа. Люди, страдающие этими недугами, не должны практиковать Ширшасану до тех пор, пока с помощью других йогических техник они не излечат вышеупомянутые болезни. Недостаточно развитые для удержания веса собственного тела и равновесия мышцы шеи, рук и плечевого пояса также относятся к противопоказаниям к выполнению данной позы и нуждаются в специальном подготовительном периоде, направленном на их укрепление. При этом кратковременное (менее двух минут) удержание Ширшасаны с точки зрения методики освоения асаны не является достаточно эффективным методом. К тому же, при этом не включаются в работу терапевтические механизмы, свойственные перевернутым положениям. С этой точки зрения, для достижения терапевтических эффектов лучше практиковать любые перевернутые асаны (то есть положения тела, при которых голова находится ниже таза), в которых вы можете пребывать достаточно долгое время, не испытывая существенного дискомфорта. А для укрепления и развития необходимых групп мышц неплохой рекомендацией было бы выполнение «Сукшма Вьяямы». Это каждодневный обязательный утренний подготовительный комплекс тонких динамических упражнений для больных и здоровых людей, в начале которого последовательно прорабатываются и укрепляются области головы, шеи, плечевого пояса и рук.