Школа не учит свободе выбора: как в образовании работают гендерные стереотипы
Почему учителя воспроизводят гендерные стереотипы, а девочки хоть и сдают физику лучше мальчиков, реже поступают на физфак? Участницы FWD.Woman Summit обсудили эти и другие проявления неравенства в образовании
11 октября в Москве прошел FWD.Woman Summit, на котором представительницы бизнеса, некоммерческого сектора, науки, образования и спорта обсудили, как находить энергию и ресурсы для помощи и поддержки тех, кто в этом остро нуждается. Участницы дискуссии «Кризис обучения: как должна измениться система образования, чтобы она учитывала интересы девочек» говорили о том, как система образования навязывает гендерные стереотипы — и как может помочь девочке сделать свободный выбор. Модерировала разговор старший инвестиционный директор АФК «Система», член Совета БФ «Система» Оксана Косаченко, а ее собеседницами стали:
Дарья Золотухина, HR-директор «Яндекса»;
Марина Карбан, проректор по образовательным программам, директор программы FLOW, Школа управления «Сколково»;
Любовь Маляревская, генеральный директор «Русской Медиагруппы»;
Надежда Папудогло, медиаменеджер, журналист, блогер, издатель онлайн-медиа об образовании и воспитании детей «Мел», digital-директор Flacon Magazine;
Екатерина Рыбакова, президент, член совета и сооснователь «Рыбаков Фонда»;
Ольга Савинская, к.соц.н., академический директор аспирантской школы по социологическим наукам, доцент Департамента социологии Факультета социальных наук НИУ Высшая школа экономики;
Мария Ситковская, исполнительный директор и управляющий партнер Universal University, декан Московской школы кино;
Каролина Соколова, генеральный директор сейлз-хауса «Эверест»;
Юлия Ужакина, генеральный директор корпоративной академии Росатома.
Как в школе и вузах работают гендерные стереотипы
Надежда Папудогло: Я в школе училась в гуманитарном классе, у нас было 16 девочек и четыре мальчика. Я поступала в физмат-вертикаль, но провалилась, потому что были девочки чуть сильнее меня в математике, а руководитель вертикали сказал, что больше двух девиц он в классе не потерпит. Потом я поступила на исторический факультет МГУ, и на втором курсе блистательный профессор мне сказал, что на историческом факультете женщины не могут учиться и работать, потому что мозг наш слишком плоск. Вот такие вещи — это то, что разрушает нашу систему образования.
Мария Ситковская: В креативных индустриях мальчиков традиционно меньше, чем девочек, но в последние несколько лет ситуация меняется. Огромное количество девчонок приходят в мужские профессии, а парни идут в женские. Например, в школе кино на факультете режиссуры и операторского мастерства у нас сейчас 50 на 50, и это очень круто. Раньше барьером для девчонок-операторов были очень тяжелые камеры и другая техника, но технологический прогресс нам помогает, вся аппаратура стала значительно легче. Девчонок-режиссеров невероятное количество, их картины представлены на лучших смотрах и международных фестивалях. На актерском факультете у нас уже два или три года поровну мальчиков и девочек, хотя кинематограф до сих пор страдает от нехватки 40–45-летних парней-актеров. У них поэтому невероятные гонорары.