Alibaba
История мирового восхождения от первого лица
Для кого эта книга?
В эпоху тотальной цифровизации покупки онлайн давно стали неотъемлемой частью нашей действительности. Это один из самых бурно растущих рынков, и вряд ли его развитие остановится – люди привыкли покупать через интернет. Поэтому практически каждому будет интересно прочесть историю рождения самой большой площадки для онлайн-торговли в мире, где можно купить всё, что только может захотеть человек. Также мы особо рекомендуем ознакомиться с историей этой компании инвесторам и менеджерам, желающим узнать больше о китайской экономике.
Называть сервис Alibaba «китайским Amazon» – значит недооценивать влияние китайского сервиса. В Китае на площадках Tmall и Taobao от Alibaba покупают всё: от продуктов – до внедорожников и услуг «девушки на час». Покупателей в Alibaba больше, чем граждан в Соединённых Штатах. А ключевым персонажем в истории развития этой компании является её основатель и генеральный директор – Джек Ма.
Дункан Кларк, автор этой книги, родом из Америки, но работает в Китае. Он отмечает, что по глупости когда-то решил не инвестировать в Alibaba, и это решение, по его подсчётам, обошлось ему примерно в тридцать миллионов долларов. Кларк даёт ценные комментарии о компании Alibaba, в частности о том, как она отразила вторжение eBay на рынок Китая. Автор увлекательно рассказывает о становлении Alibaba с позиции человека, работающего в Китае, но не в самой Alibaba.
Факты
- Мировой гигант Alibaba вырос из довольно скромного предприятия в нечто гораздо больше, чем просто «китайский Amazon», как его часто величают на Западе.
- Каждый год на сайтах Tmall и Taobao от Alibaba покупают товары около 400 млн. человек.
- В то время как Китай превращается из промышленного гиганта в технологическую державу, Alibaba полностью меняет экономику страны.
- У Alibaba нет своих товаров на продажу – вместо этого компания предоставляет продавцам площадку, на которой они могут торговать с покупателями.
- Компанию основал бывший учитель, который хвастается своим невежеством в области технологий, – Джек Ма.
- Так называемый шестигранный «духовный меч успеха Ма» состоит из следующих граней: «клиент прежде всего», «командная работа», «встреча изменений с радостью», «честность», «страсть» и «приверженность».
- Американский интернет-аукцион eBay купил китайский сайт EachNet (тоже интернет-аукцион), чтобы побороться за китайский сегмент этого рынка.
- Alibaba конкурирует с eBay с помощью своего сайта Taobao, который не взимает никаких сборов с продавцов и покупателей.
- Чтобы удовлетворять вкусам китайцев, дизайн Taobao перегружен и наполнен контентом.
- Покупателей в Alibaba больше, чем граждан Соединённых Штатов Америки.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Alibaba» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Больше, чем Amazon
Alibaba – это мировой гигант, который вырос из довольно скромного предприятия. С момента основания компании в квартире своего создателя, Джека Ма, эта китайская фирма быстро расширилась: с 27 продавцов в 2009 году – до рекордного IPO в $25 млрд. на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2014-м году. Вскоре Alibaba стала второй по стоимости интернет-компанией в мире, уступая только Google.
Alibaba меняет китайский шопинг, открывая жителям этой страны доступ к ассортименту и качеству изделий, о которых предыдущее поколение китайцев могло только мечтать.
Каждый год на сайте Alibaba покупают товары около четырёхсот миллионов человек. Благодаря своим сайтам Tmall и Taobao, Alibaba является крупнейшей компанией розничной торговли в Китае. Одиннадцатого ноября 2015-го года, в своеобразный китайский киберпонедельник, покупатели Alibaba потратили в общей сложности 14 миллиардов долларов!
Alibaba – это точка опоры, с помощью которой Китай переходит от старой модели экономики – с использованием фабрик, строительством зданий и экспортом товаров – к экономике, характеризующейся более высокой добавочной стоимостью, необходимой для среднего класса. Рост компании Alibaba свидетельствует о превращении Китая в современную державу. И компании ещё есть, куда расти! – Потребительские расходы составляют две трети экономики США, но пока это только треть экономики Китая.
Это точно не Amazon
Бизнес-модели Alibaba отличаются от бизнес-моделей Amazon. У Alibaba нет своих товаров на продажу – компания только предоставляет продавцам площадку, на которой они могут торговать с покупателями. Продавцы и покупатели не платят никаких сборов – вместо этого продавцы приобретают медийную рекламу или платные объявления наподобие Google Ads. На площадке Alibaba продают электронику, одежду, продукты, автомобили и многое другое. Например, General Motors продаёт на Alibaba беспроцентные автокредиты.
Alibaba продаёт около сорока процентов китайских продуктов онлайн, в то время как онлайн-продавцы перевозят лишь 10 процентов американских продуктов. В Alibaba можно приобрести и услуги личного характера. Например, на Taobao мужчина может заплатить кому-нибудь, кто за него сможет расстаться с девушкой, или найти женщину, которая изобразит, что они встречаются.