Смерть в Неаполе
Василий Степанов о новом — и очень хорошем — «Мартине Идене»
В открывшемся наконец летнем кинотеатре Garage Screen пройдет первый в России показ фильма «Мартин Иден» Пьетро Марчелло из конкурса прошлогодней Венеции. Экранизация классического романа Джека Лондона превратилась в гимн визуальной культуре XX века и стала признанием в любви к советскому кино
Сюжет Лондона Марчелло переносит из Калифорнии в Неаполь, к подножию Везувия, в трущобы: его Иден живет с семьей сестры, чей муж мечтает вырваться из круговорота угнетения, чтобы однажды и самому начать угнетать других — стать лавочником, мелким собственником. «В следующий раз вместо книг принеси деньги». Неотесанного Мартина перевоспитывает хорошенькая девушка: объясняет про поэзию, играет на пианино после сытного обеда. А потом уже Мартин будет учить ее. Не литературе — жизни. Она, как это часто бывает с теми, кому права достались по наследству, не может оценить ни собственную библиотеку, ни того, кто был лишен привилегий и всего добился сам. Мартин сильный, Мартину никто не нужен — да и подставить плечо некому: его письмо не пользуется спросом, почта вводит в разорение, отказы из редакций вызывают глухую ненависть.
Казалось бы, в начале XXI веке, даже при всей обостренности текущих социальных конфликтов, «Мартин Иден» — роман исключительно старомодный. Джек Лондон по большому счету описывал в нем самого себя, усеченную, «плохую» версию: его герой, как и он сам, вышел из низов, знал, каково это — работать до кровавых мозолей, но в отличие от Лондона отринул риторику социалистов, провозгласив романтическую отдельность себя как сверхчеловека, утомленного и вялой импотенцией имущих классов, и балабольством ожидающих перемен работяг. Где искать таких иденов в наше время? Разве что среди иммигрантов — так, например, в новейшей экранизации «Берлин, Александерплац» в черного выходца из Гвинеи-Биссау симптоматично превратился Франц Биберкопф. Но Пьетро Марчелло