Почему среди специалистов в авиационной отрасли нет единого стандарта?

Популярная механикаHi-Tech

Что такое поколения истребителей и откуда это понятие взялось

Каждый раз, когда в новостях пишут про военные самолеты возникает термин “поколение”: этот истребитель четвертого, а этот пятого, а кто-то уже и шестое собирается делать. Однако как только дело доходит до конкретных определений, выясняется, что на самом деле никакого единого стандарта или хотя бы консенсуса среди специалистов в авиационной отрасли нет.

Василий Парфенов

Сколько виртуальных копий было сломано в спорах является ли российский Су-57 истребителем пятого поколения или нет — не счесть. Можно сравнить разве что только с результатами аналогичных сетевых баталий на тему соответствия американского F-35 универсальному бренду “Fifth-generation jet fighter”.

Но если совсем немного начать погружаться в тему, то у особо впечатлительных лиц могут глаза на лоб вылезти: столько за 30 лет всяких теорий наворотили. И если говорить уж совсем начистоту, то как фирма-производитель свой продукт “обозвала”, таким он на самом деле и является. То есть, раз “Сухой” утверждает, что Су-57 — пятое поколение, то так и есть. И F-35 тоже.

1f0347133faf6e1dc5d2053ec149cec3.jpg
Запросы фронтов Второй мировой. В некоторые системы классификации включаются даже поршневые истребители, разработанные в конце 1930-х и середине 1940-х. Бесспорно, среди них были невероятно продвинутые чудеса инженерной мысли, но если затрагивать еще и эту веху развития авиации, можно «скатиться» и до межвоенного периода, а то и до братьев Райт. Supermarine Spitfire в небе над Британией. 1938 год

Множество систем и ни одной единой

Как бы смешно это сейчас ни выглядело, но само понятие “поколение истребителей” появилось только в начале 1990-х, сразу на цифре “пять”. ВВС США тогда как раз признали альянс авиапроизводителей во главе с “Локхид” победителями конкурса “Перспективный тактический истребитель” (Advanced Tactical Fighter, ATF) и в медиапространстве начали обсуждать разработку Lockheed Martin — прототип F-22 Raptor.

715953e77236f86bd81c010f4f0db3fb.jpg
Пионеры реактивной авиации. На пьедестал условного первого поколения почти всегда помещаются первые реактивные боевые самолеты. Эксперименты авиаконструкторов с этой невероятно многообещающей технологией происходили еще во время Второй мировой войны, однако тогда довести до ума сложнейшие агрегаты никак не получалось. Почти всегда получившиеся модели существенно уступали поршневым истребителям по большинству показателей и только понимание всех перспектив реактивных двигателей не давало инженерам опустить руки. Типичные представители — Lockheed P-80 Shooting Star, Messerschmitt Me 262. Messerschmitt Me 262A. 1945 год

Красивый бренд “Fifth-generation jet fighter” возник с подачи маркетологов Lockheed Martin, да так и закрепился. Одновременно с этим среди экспертов и журналистов возникла вялотекущая дискуссия, а какие же тогда вообще поколения существуют и какие признаки характерны для каждого из них. Если кратко, то все авторитеты изгалялись кто во что горазд.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении