Что такое поколения истребителей и откуда это понятие взялось
Каждый раз, когда в новостях пишут про военные самолеты возникает термин “поколение”: этот истребитель четвертого, а этот пятого, а кто-то уже и шестое собирается делать. Однако как только дело доходит до конкретных определений, выясняется, что на самом деле никакого единого стандарта или хотя бы консенсуса среди специалистов в авиационной отрасли нет.
Сколько виртуальных копий было сломано в спорах является ли российский Су-57 истребителем пятого поколения или нет — не счесть. Можно сравнить разве что только с результатами аналогичных сетевых баталий на тему соответствия американского F-35 универсальному бренду “Fifth-generation jet fighter”.
Но если совсем немного начать погружаться в тему, то у особо впечатлительных лиц могут глаза на лоб вылезти: столько за 30 лет всяких теорий наворотили. И если говорить уж совсем начистоту, то как фирма-производитель свой продукт “обозвала”, таким он на самом деле и является. То есть, раз “Сухой” утверждает, что Су-57 — пятое поколение, то так и есть. И F-35 тоже.
Множество систем и ни одной единой
Как бы смешно это сейчас ни выглядело, но само понятие “поколение истребителей” появилось только в начале 1990-х, сразу на цифре “пять”. ВВС США тогда как раз признали альянс авиапроизводителей во главе с “Локхид” победителями конкурса “Перспективный тактический истребитель” (Advanced Tactical Fighter, ATF) и в медиапространстве начали обсуждать разработку Lockheed Martin — прототип F-22 Raptor.
Красивый бренд “Fifth-generation jet fighter” возник с подачи маркетологов Lockheed Martin, да так и закрепился. Одновременно с этим среди экспертов и журналистов возникла вялотекущая дискуссия, а какие же тогда вообще поколения существуют и какие признаки характерны для каждого из них. Если кратко, то все авторитеты изгалялись кто во что горазд.