Просроченное пророчество
«Ампир V»: о бесполезности Пелевина
На экраны выходит «Ампир V» Виктора Гинзбурга по роману Виктора Пелевина 2006 года. Вопреки ожиданиям, фильм интересен не столько остросоциальными совпадениями, сколько преломлением сугубо жанровых канонов
«Когда я пришел в себя, вокруг была большая комната, обставленная старинной мебелью. Обстановка была, пожалуй, даже антикварная — покрытый резными звездами зеркальный шкаф, причудливый секретер, два полотна с обнаженной натурой и маленькая картина с конным Наполеоном в боевом дыму...» С момента, как Рома, девятнадцатилетний уроженец дома профкома драматургов у метро «Сокол», решил использовать «реальный шанс войти в элиту» и немедленно обнаружил себя в «антикварной обстановке» обращенным в вампира и нареченным именем бога Рамы и, соответственно, с выхода книги Виктора Пелевина «Empire V», прошло 16 лет, за которые Пелевин написал еще 10 одних только романов. И то, что в фильме Виктора Гинзбурга «Ампир V» время действия недвусмысленно сдвинуто в современность и Рома-Рама (Павел Табаков) оказался лишенным советского детства ровесником миллениума, а, например, кульминационная дуэль между Рамой и его наставником Митрой (Оксимирон) в соперничестве за вампиршу Геру (Таисия Радченко) проходит не в чате, а по правилам рэп-батла, не отменяет того, что и первоисточник, и киноверсия оказываются если и пророчеством, то давным-давно сбывшимся и уже вполне подзабытым. Времена «дискурса» и «гламура» аннигилировались в один миг, будто и не было их никогда. И уж тем более не стоит искать здесь каких бы то ни было пересечений с совсем уж актуальной повесткой, пресловутой «картой будня». Все, что так или иначе напоминает о происходящем за окном (вроде вынесенной в название латинской литеры или правила вампиров мира сего называть кровь не иначе как «красной