Приключения Щелкунчика до и после Чайковского
Чем он был для шахтеров, романтиков и ветеранов Второй мировой и каким дожил до наших дней
18 декабря 1892 года в Мариинском театре состоялась премьера балета Петра Чайковского «Щелкунчик», который, хоть и не сразу, стал символом Рождества по всему миру. К 130-летию великого балета об игрушке, умеющей колоть орехи и побеждать зло, Weekend выяснил, как складывалась судьба Щелкунчика на протяжении почти всей истории человечества.
Щелкунчик и гробницы
Орехи с древности были важной частью рациона людей, но каких-то специальных приспособлений для раскалывания их скорлупы, по всей видимости, не было вплоть до античности. Тогда богатые люди стали использовать две тяжелые полусферы из металла, бедняки же, как и, вероятно, древние люди, пользовались просто двумя камнями подходящей формы. Встречались, впрочем, и более замысловатые конструкции. Так, при раскопках греческой гробницы в итальянском городе Таранто в 1930 году была найдена бронзовая фигурка в виде двух рук, скрепленных шарнирным механизмом, которая раскалывала орех с помощью силы рычага. Как утверждают археологи, этот щелкунчик конца IV – начала III века до н. э. использовался в практических целях во время застолий, а также помещался в гробницу умершего — чтобы помочь ему в загробной жизни.
Щелкунчик и шахтеры
Привычный нам щелкунчик — деревянный человечек с гротескной челюстью — появился в Саксонии. Легенда гласит, что в районе Рудных гор жил злой богач, который не хотел тратить силы на расколку скорлупы фундука и объявил конкурс на лучшее приспособление для этого. Солдат предложил стрелять по орехам из мушкета, плотник — пилить их пилой, а резчик по дереву сделал фигурку человечка с щелкающей по орехам челюстью и нарисовал на нем парадный костюм местного шахтера. Богачу человечек очень понравился, он стал колоть орехи только им и вскоре даже подобрел — «его сердце стало мягким, как рождественские свечи». Версия историков о том, как появился щелкунчик, менее лучезарна. В середине XVIII века в городе Зайфен истощились запасы олова, и сотни шахтеров остались без работы. Чтобы как-то содержать семьи, они стали заниматься резьбой по дереву. Одним из главных направлений их работы были игрушки: ангелы, подставки под свечи и благовония в виде людей и зверей, а также щелкунчики для колки орехов. Те же шахтеры первыми стали использовать щелкунчиков для политических высказываний: из них делали своего рода карикатуры на сборщиков налогов, жандармов, гусар и даже на конкретных политических деятелей, таких как Наполеон или Бисмарк.
Щелкунчик и романтизм
Благодаря ярмаркам щелкунчики мастеров Рудных гор быстро распространились по всей Германии. Поначалу они никак не ассоциировались с Рождеством и наравне с другими деревянными игрушками были универсальным подарком на разные праздники, от Пасхи до Дня Всех Святых. С Рождеством щелкунчиков связал Эрнст Теодор Амадей Гофман в 1816 году. В его знаменитой сказке «Щелкунчик и Мышиный король» игрушку среди многих прочих подарков на Рождество получает девочка Мари. Сначала Щелкунчик ее совсем не впечатляет, но потом вместе с ним она переживает длинное ночное приключение, в котором они побеждают злого Мышиного короля и расколдовывают Щелкунчика, превращая его в прекрасного юношу. Сказка Гофмана стала классикой немецкого романтизма и считается одним из важнейших произведений о взрослении.