Доходные надои
В молочной отрасли в 2022 году выросла рентабельность производства
Производители товарного молока уже к осени смогли отыграть рост себестоимости, который наблюдался в секторе последние два года. Уровень цен на сырое молоко в среднем за три квартала был на 20 % выше, чем за аналогичный период 2021-го. Благоприятная ценовая конъюнктура обеспечила восстановление рентабельности, а валовой надой в товарном секторе по итогам этого года может увеличиться на 3,5 %.
Неоднозначность развития молочной отрасли в прошлом году создала предпосылки для негативного развития сценария и в 2022-м. Затраты на производство молока-сырья в 2021-м увеличились в среднем на 28 %, его переработки — на 14–16 %. Рост себестоимости спровоцировало удорожание высокобелковых кормов, запчастей, минеральных удобрений, ветеринарных препаратов, ГСМ. При этом стоимость молочной продукции на торговой полке тогда поднялась лишь на 4,5 %. На фоне отрицательной динамики в отрасли производство молока выросло всего на 1 %, что стало минимальной прибавкой за последние 10 лет.
Однако в этом году негативный тренд в секторе удалось переломить: к осени ведущие молочные комплексы смогли восстановить утраченную рентабельность бизнеса. По данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), валовой надой в товарном сегменте за девять месяцев вырос примерно на 3,5 % к аналогичному периоду 2021-го, до 18,8 млн т, в том числе в сельхозорганизациях — на 5 %, до 13,9 млн т. В хозяйствах всех категорий производство молока за январь — сентябрь увеличилось на 1,2 %, до 25,3 млн т.
Основной прирост объемов за первые три квартала этого года дали сельхозорганизации Курской и Владимирской областей, Краснодарского края и Татарстана. А наибольший спад в валовом надое за этот период произошел в Пензенской, Челябинской, Курганской областях и Красноярском крае (см. график). По прогнозу Союзмолока, по итогам 12 месяцев 2022-го товарное производство молока может сохранить ту же прибавку, что и за первые три квартала и увеличиться на 3,5 %, а по 25 крупнейшим регионам-производителям — даже на 5 % (в 2021 году в сельхозорганизациях и КФХ было надоено 24,5 млн т). Такой прирост произойдет благодаря неплохому уровню доходности отрасли, на который удалось выйти в том числе за счет господдержки, считает гендиректор организации Артем Белов.
Ушли от убытков
По словам замминистра сельского хозяйства России Андрея Разина, в 2023 году Минсельхоз России существенно расширит объем поддержки молочной отрасли и рассчитывает на дальнейшее ее преобразование. Сейчас же в молочных хозяйствах с поголовьем свыше 1 тыс. коров установилась высокая рентабельность (более 23–24 %) и стрессоустойчивость, что создает тенденцию к увеличению числа таких проектов, сообщил он на съезде Сибирского союза производителей и переработчиков молока в ноябре. Согласно оценке ведомства, фермы такой мощности дают стране наибольшую долю валового надоя — около 44 % (см. график).
К этой осени производители молока смогли отыграть рост себестоимости, наблюдавшийся в секторе последние годы. Кроме того, цены на некоторые виды кормов значительно снизилась, что также положительно отразилось на доходности сектора. «Почти три года молочная отрасль работает в ситуации перманентной неопределенности и внешних вызовов — на развитие производства оказали влияние пандемия коронавируса, затем специальная военная операция России на Украине, — перечисляет Белов. — Производители молока сталкиваются с влиянием внешних факторов, а также со снижением располагаемых доходов населения — это серьезно влияет на спрос и уровень потребления молока в стране».
Одним из ключевых негативных трендов 2022 года стало санкционное давление со стороны стран Европы и США, которое отразилось на доступности для бизнеса многих современных технологий, сырья, расходных материалов, запчастей, ветпрепаратов и т. п., продолжает эксперт. В этой ситуации возникла острая необходимость локализовать производство зарубежных компонентов и запчастей для техники на территории России путем развития импортозамещения, но это долгий путь. Для оперативного решения задач предприятия отрасли были вынуждены искать новых партнеров из дружественных стран, которые смогут осуществить альтернативные поставки зарубежных дефицитных позиций.
Помимо этого, на развитие сектора продолжают оказывать значительное влияние волатильность курса национальной валюты, а также рост инфляции. «Ситуация с нынешним курсом рубля создает возможности для увеличения объемов импорта, но в то же время ограничивает развитие экспортных поставок молока и молочной продукции, поскольку сильный рубль снижает конкурентоспособность экспортных поставок, — обращает внимание Белов. — Но все-таки при сохранении текущих условий можно прогнозировать дальнейшую позитивную динамику в производстве товарного молока в России».
По информации Союзмолока, сырое молоко в сентябре этого года стоило в среднем по стране 36 руб./кг (без НДС, 3,7 % — жир, 3,2 % — белок), что было на 23,5 % больше уровня аналогичного месяца годом ранее и на 0,8 % — августа 2022-го. А за январь — сентябрь цена была примерно на 20 % выше, чем за девять месяцев 2021 года, что стало отложенным следствием двухлетнего роста себестоимости. В результате уровень доходности в сырьевом секторе был практически восстановлен уже в первом полугодии, констатирует Белов.