Печать приостановлена
Как «Типография» нанесла Краснодар на карту современного искусства и стала «иноагентом»
Краснодарский центр современного искусства «Типография» стал первым учреждением культуры, которое решением Минюста внесли в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такой «подарок» самый успешный artist-run space России получил к своему десятилетию.
После 24 февраля «Типография» остановила работу над всеми проектами, анонсированными на год вперед, закрыла выставочное пространство и не проводила более публичных мероприятий — работали только благотворительные инициативы, библиотека, книжный магазин, кафе «Буфет» и коворкинг, стильное пространство, пользующееся большой популярностью у молодежи. Не открылась выставка «„Вещи“ из коллекций Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне», сделанная известным московским куратором Алексеем Масляевым в Петербурге зимой 2020–2021 годов, где стала одним из наиболее ярких событий выставочного сезона: «Вещи» привезли в Краснодар и через неделю увезли обратно. Отменился фестиваль «Видеоэссе сегодня» с показом и обсуждением работ Харуна Фароки, Александра Клуге и Криса Маркера. Конечно, «Типография» и раньше была красной тряпкой для консервативных политиков и медиа, и раньше пользовалась повышенным вниманием правоохранительных органов, но статус «иноагента» вносит окончательную ясность в перспективы организации, выросшей из низовой инициативы молодых художников и за неполные десять лет жизни — без особой административной и финансовой поддержки государства — превратившейся в самое живое и заметное в масштабах всей страны учреждение культуры Краснодара. Современная культура, развитием которой занимались в «Типографии» со всеми ее просветительскими начинаниями, студиями, школами, лекциями, мастер-классами и целым КИСИ, Краснодарским институтом современного искусства, выстроена на принципах максимальной открытости и готовности к расширению сообщества — сейчас она, очевидно, вернется к состоянию закрытости, камерности и подпольности, как во времена позднезастойного СССР.
Термин artist-run space трудно перевести столь же лаконичным выражением, поэтому во многих языках это явление называют по-английски: речь идет о художнических самоорганизациях, независимых и альтернативных музеям и галереям пространствах свободы, местах со своей выставочной, издательской и просветительской программой, обустроенных художниками, которые в той или иной степени разделяют общие эстетические и творческие принципы. Первым в истории (и самым долгоиграющим) artist-run space отчасти в шутку, отчасти всерьез называют Сецессион в Вене, под золотым кружевным куполом которого — несмотря на высокий музейный статус — до сих пор царит художническое самоуправление. Однако настоящий золотой век artist-run spaces приходится на 1960– 1970‑е годы, то есть на эпоху концептуального искусства, производившего слишком радикальные для большинства консервативных музеев смыслы, слишком нематериальные для большинства коммерческих галерей вещи и слишком независимых, готовых состязаться в профессионализме с музейными кураторами и критиками художников. Некоторые просуществовали недолго, некоторые дожили до наших дней и завоевали такую репутацию, что «сотрудничество с ньюйоркским Printed Matter» в резюме звучит не менее гордо, чем «работа в коллекции MoMA». В середине 1970‑х Printed Matter был небольшой компанией единомышленников, тон в которой задавал Сол Левитт, мечтавший об издательстве для художников,— сегодня это крупнейшая в мире некоммерческая платформа, продвигающая тиражную книгу художника. У краснодарской «Типографии» были все шансы стать институцией со столь же славной и долгой историей.